Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Обсуждение у Алекса Тарна (ссылка в комменте) наводит на следующую мысль

Обсуждение у Алекса Тарна (ссылка в комменте) наводит на следующую мысль: А не сидит ли у меня в голове (в душе, в сердце) этакий маленький дугин (или маленький путин) который делит мир на "народы моря" и "народы суши"? И ведь сидит, конечно! Евреи и "гои", светские и религиозные — это же все та же самая концепция!

Но с другой стороны: означает ли это, что понятия "добра" и "зла" следует совсем отменить??

* Возможный ответ: использовать несколько параллельных моделей одновременно. Безусловно, дуалистическая модель самая простая и интуитивно понятная. Но есть другие модели.

Пример: мы рассматриваем Танах не только с "ортодоксальной" точки зрения, но также с точки зрения науки и археологии. Это "смягчает" жесткость черно-белой картины мира

* Если еще чуть-чуть подумать. Хаос-тикун

Хаос это всегда две линии — то есть, все равно добро-зло, море-суша, евреи-"гои", религиозные-светские

Тикун добавляет третью линию, которая уравновешивает между ними. И это идея Торы как известно, в общем, и учения хасидизма и каббалы в частности

Интересно что хасидизм подчеркивает, что энергетика такой двоичной системы (хаоса) куда мощнее чем энергетика тикун. То есть задача не уничтожить двоичный хаос, а "унаследовать" его

* Получается что настоящий монотеизм это "кетер", выше добра и зла, выше хесед и гвура. И это основная идея Торы

(ссылка в комменте)