Обсуждение у Алекса Тарна (ссылка в комменте) наводит на следующую мысль:
А не сидит ли у меня в голове (в душе, в сердце) этакий маленький дугин (или маленький путин) который делит мир на "народы моря" и "народы суши"?
И ведь сидит, конечно! Евреи и "гои", светские и религиозные - это же все та же самая концепция!
Но с другой стороны: означает ли это, что понятия "добра" и "зла" следует совсем отменить??
*
Возможный ответ: использовать несколько параллельных моделей одновременно.
Безусловно, дуалистическая модель самая простая и интуитивно понятная.
Берейшит. Бет-рейшит.
Дуалистическая картина мира.
Шмот. Дарование Торы. "В третий месяц после исхода из Мицраим пришли к горе Синай". Тут уже появляется число 3, "тройная Тора".
Можно подумать, что "мицраим" - двойственное число как известно - это дуализм. "Я вывел тебя из Египта" - из дуализма.
Кто выводит из дуализма?
"Анохи аШем Элокеха". Анохи указывает на кетер, и еще выше, до "малхут дээйн соф"
*
Другими словами, Тора это не просто "правила игры", переписанные из кодекса Хаммурапи, замешанные на вере в Бога Солнца, и его вечной войне с Богиней Моря.
Сегодняшний утренний урок: беседа Штейнзальца о сущностном одиночестве праведника
Интересный вопрос - почему именно вино выражает состояние одиночества праведника? Можно предположить что вино=тайна, то есть каббала, хасидут.
Другими словами каббала и хасидут это "кетер", средняя линия, выше понятий добра и зла, и это суть цадика
*
Кстати, из того немногого, что мне известно про Иисуса - он был как раз на этой "средней линии" высших праведников, выше понятий добра и зла (собственно рав Кук говорит об этом практически в открытую в своей статье "Путь возрождения"). А потом, ессно, недоучившиеся ученики свели его учение к дуальности.
(вдогонку сегодняшнему утреннему уроку)
Пока был рав Кук - был какой то диалог между светскими и религиозными. Пока был Ребе был такой диалог. Пока был рав Штейнзальц был такой диалог.
Это к вопросу о праведниках поколения.
Праведник поколения может разговаривать с самым большим праведником и с самым большим грешником. С правыми и с левыми. С религиозными и со светскими. С мужчинами и с женщинами (Ребе принимал женщин на аудиенцию, многие другие праведники - нет)
Кто сегодня их продолжает? Не знаю
Известный мидраш: "две тысячи лет хаос" и т.д. Пришел Авраам - начало светать"
По тому что мы сказали, что хаос это дуальность, дихотомия - следует, что Авраам это начало "средней линии", начало раскрытия "кетер" в творении, выше чем свет и тьма, милость и суд.
Поэтому Авраам способен просить за грешников Содома.
А Ноах нет - он еще сын "хаоса"