Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Мой путь к еврейству начался с диссиденско-отказной тусовки в 1982 году в Москве. Моими первыми «Ребе» был Александр Галич и Иосеф Бродский. Первые еврейские песни, которые я услышал — это были сестры Бэри и Нехама Лифшицайте. Наверное, я там и остался, по большому счету. Летов веламутав. Они научили меня, наверное, самому главному. Что Б-г это свобода. И что Б-г это совесть. Потом я попытался это на много лет забыть. Но «истина прорастает из земли». *** Наверное, это главное, чему я научился у рава Гинзбурга.
Иудаизм — это «религия диалога». Есть несколько диалогов, которые человек ведет в своей жизни. Первый — это диалог человека с самим собой. Человек составлен из противоположных основ, и перед тем, как начинать диалог с другим — он должен понять, что происходит внутри него. Не следует убегать от сомнений, от вопросов, считать их «дурным началом» и т.д. — это ничего не решает. «Нишмат адам теламдену» — человек должен научиться доверять самому себе, своим эмоциям и ощущениям. Второй — это диалог человека внутри его семьи. Создание семьи, рождение и воспитание детей — это основной тикун человека (так слышал от рава Гинзбурга), основная цель, ради чего его душа пришла в этот мир. Иногда нам кажется что иудаизм это тфилин ,кашрут, шабат, синагога и т.д. На самом деле — иудаизм это прежде всего семья, а потом уже все остальное. Аризаль говорит, что основная заповедь «возлюби ближнего» — это в отношении собственной жены.
Сегодня болтал по фейсу с одним старым другом — лет наверное двадцать уже не встречались. Что то в его тоне заставило задать бестактный вопрос — парень, а ты женат? Семья? Дети? Ответ не удивил: «ищу»… «Парню» уже хорошо за 40, между прочим. Из всего, что происходит на «русской» улице — мне почему то это кажется самым ужасным. Человек делает тшуву. Начинает соблюдать. Одевает тфилин. Кашрут. Шабат. Что с «пру у-рву»? — А, потом… Когда «потом»? — Когда нибудь. Бегилгуль зэ о бегилгул ахер.
Слышал когда то или читал где-то: «Киндерлах! Не рассказывайте Ребе, что вы ХОТИТЕ рассказать. Рассказывайте Ребе то, что вы НЕ ХОТИТЕ о себе рассказывать»… А что же сегодня? После гимел тамуз прошло уже столько то лет? К кому прийти сегодня? Я верю полной верой (а также сознаю полным сознанием), что когда человек приходит к «асе леха рав» (и «кто ищет — тот находит») — Вс-вышний (или Ребе, или они оба) вложат в его уста правильный ответ. Единственное, наверное, условие — ты должен быть уверен, что ты твоему раву не безразличен. Что твоему раву вообще есть дело до тебя.
Все «сихот гишур» как правило, начинаются с жутких взаимных претензий. Потом все успокаиваются, и начинается нормальный разговор. Сегодня фейсбук дает возможность провести «сихат гишур» в масштабе всей русской (хабадской для начала) баал тшувной общины. Не будет преувеличением сказать, что все разочарованы, все представляли это иначе, все полны претензий — к себе и окружающим. И все по своему правы. Только нужно быть готовыми идти до конца, а не бросать трубку в середине разговора. А для этого надо только одно — не бояться. «ал пахад», как говорит рав Гинзбург.
Можно спросить: ты же сам себе противоречишь? То ты ругаешь ФЕОР и Лазара, то ты призываешь того же Лазара бесприкословно слушаться. Чему же верить? Ответ одновркменно прост и сложен. Очень просто. Мир многослоен. И человек тоже многослоен. Мир — это система Ацилус, Брия, Йецира, Асия. Каждая из них — в свою очень подсистема десяти сфирот. И, как говорит Алтер Ребе, «Ацилус тоже здесь». Человек также многослоен. Нефеш, руах, нешама, хая, йехида. Плюс гуф — тело. Вопрос, таким образом, сводится к хасидскому «зависит где мы держим». На каком уровне мы ведем общение.
Российская еврейская община представляет собой, в значительной степени искусственное образование. Возможно, поэтому естественные процессы самоочищения, происходящие в любом общественном организме, в ней не идут. Есть только «мир хаоса» — «И воцарился, и умер». Время от времени эта «община шлухим» (она же — элитарный бизнес-клуб) «исторгает» из себя очередного уклонившегося, несправившегося, допустившего ошибку и т.д. шлиаха. При этом, по возможности, порвав с ним все отношения. Процессы самоочищения, снятия напряжения, выяснения отношений — с успехом происходящие в любом общественном организме — от семьи до общины и целого государства — в ней не происходят.