10
Мой путь к еврейству начался с диссиденско-отказной тусовки в 1982 году в Москве.
Моими первыми «Ребе» был Александр Галич и Иосеф Бродский.
Первые еврейские песни, которые я услышал — это были сестры Бэри и Нехама Лифшицайте.
Наверное, я там и остался, по большому счету. Летов веламутав.
Они научили меня, наверное, самому главному.
Что Б-г это свобода. И что Б-г это совесть.
Потом я попытался это на много лет забыть.
Но «истина прорастает из земли».
***
Наверное, это главное, чему я научился у рава Гинзбурга.
Иудаизм — это «религия диалога».
Есть несколько диалогов, которые человек ведет в своей жизни.
Первый — это диалог человека с самим собой. Человек составлен из противоположных основ, и перед тем, как начинать диалог с другим — он должен понять, что происходит внутри него. Не следует убегать от сомнений, от вопросов, считать их «дурным началом» и т.д. — это ничего не решает. «Нишмат адам теламдену» — человек должен научиться доверять самому себе, своим эмоциям и ощущениям.
Второй — это диалог человека внутри его семьи. Создание семьи, рождение и воспитание детей — это основной тикун человека (так слышал от рава Гинзбурга), основная цель, ради чего его душа пришла в этот мир. Иногда нам кажется что иудаизм это тфилин ,кашрут, шабат, синагога и т.д. На самом деле — иудаизм это прежде всего семья, а потом уже все остальное. Аризаль говорит, что основная заповедь «возлюби ближнего» — это в отношении собственной жены.
Сегодня болтал по фейсу с одним старым другом — лет наверное двадцать уже не встречались.
Что то в его тоне заставило задать бестактный вопрос — парень, а ты женат? Семья? Дети?
Ответ не удивил: «ищу»… «Парню» уже хорошо за 40, между прочим.
Из всего, что происходит на «русской» улице — мне почему то это кажется самым ужасным.
Человек делает тшуву. Начинает соблюдать. Одевает тфилин. Кашрут. Шабат. Что с «пру у-рву»? — А, потом…
Когда «потом»? — Когда нибудь. Бегилгуль зэ о бегилгул ахер.
Слышал когда то или читал где-то: «Киндерлах! Не рассказывайте Ребе, что вы ХОТИТЕ рассказать. Рассказывайте Ребе то, что вы НЕ ХОТИТЕ о себе рассказывать»…
А что же сегодня? После гимел тамуз прошло уже столько то лет? К кому прийти сегодня?
Я верю полной верой (а также сознаю полным сознанием), что когда человек приходит к «асе леха рав» (и «кто ищет — тот находит») — Вс-вышний (или Ребе, или они оба) вложат в его уста правильный ответ.
Единственное, наверное, условие — ты должен быть уверен, что ты твоему раву не безразличен. Что твоему раву вообще есть дело до тебя.
Все «сихот гишур» как правило, начинаются с жутких взаимных претензий. Потом все успокаиваются, и начинается нормальный разговор.
Сегодня фейсбук дает возможность провести «сихат гишур» в масштабе всей русской (хабадской для начала) баал тшувной общины.
Не будет преувеличением сказать, что все разочарованы, все представляли это иначе, все полны претензий — к себе и окружающим. И все по своему правы.
Только нужно быть готовыми идти до конца, а не бросать трубку в середине разговора.
А для этого надо только одно — не бояться. «ал пахад», как говорит рав Гинзбург.
Можно спросить: ты же сам себе противоречишь?
То ты ругаешь ФЕОР и Лазара, то ты призываешь того же Лазара бесприкословно слушаться. Чему же верить?
Ответ одновркменно прост и сложен.
Очень просто. Мир многослоен. И человек тоже многослоен.
Мир — это система Ацилус, Брия, Йецира, Асия. Каждая из них — в свою очень подсистема десяти сфирот. И, как говорит Алтер Ребе, «Ацилус тоже здесь».
Человек также многослоен. Нефеш, руах, нешама, хая, йехида. Плюс гуф — тело.
Вопрос, таким образом, сводится к хасидскому «зависит где мы держим». На каком уровне мы ведем общение.
Российская еврейская община представляет собой, в значительной степени искусственное образование. Возможно, поэтому естественные процессы самоочищения, происходящие в любом общественном организме, в ней не идут.
Есть только «мир хаоса» — «И воцарился, и умер». Время от времени эта «община шлухим» (она же — элитарный бизнес-клуб) «исторгает» из себя очередного уклонившегося, несправившегося, допустившего ошибку и т.д. шлиаха. При этом, по возможности, порвав с ним все отношения.
Процессы самоочищения, снятия напряжения, выяснения отношений — с успехом происходящие в любом общественном организме — от семьи до общины и целого государства — в ней не происходят.