Моше заключает новый завет с народом, вступающим в Землю
В последний день своей жизни Моше продолжал говорить с собравшимися евреями. Начал он с успокоительных заверений.
"Я знаю, что вы встревожились, услышав от меня 98 проклятий. Но хочу уверить вас, что несмотря на все невзгоды, еврейский народ не погибнет. В конечном итоге эти проклятия будут служить вашему благу.
Б-г объявил (Дварим 32:23): "Я израсходую на них (евреев) Мои стрелы". Эта "угроза" одновременно является и поддержкой, ибо подразумевает: "Все Мои стрелы будут израсходованы — но сыны Израиля все еще будут здесь".
Лучник нацелился в потолок и пускал стрелы до тех пор, пока не опустел колчан. Но потолок выдержал. Вот так и еврейский народ страдает, отдельные люди умирают, но нация вечна.
Страдая, неевреи отказываются от Б-ra, а евреи признают Его, невзирая ни на что. В результате они получат награду — жизнь в Грядущем Мире.
Моше призывал народ:
"Этот день подобен дню Дарования Торы. Б-г заключает с вами новый завет и скрепляет его клятвой.
Зачем Ашем заключил с сынами Израиля новый завет перед входом в Землю? Полная изоляция во время их скитаний по пустыне и зависимость от Б-жественного Провидения могли принудить их соблюдать Тору ради выживания. Б-г решил, что новый завет совершенно необходим перед вступлением в Эрец Исраэль, Землю благоденствия и изобилия, которое грозит евреям серьезной опасностью: небрежным исполнением заповедей и забвением Ашема.
Вы все вступаете в этот завет: ваши лидеры — Йеошуа, Элазар, главы колен и старейшины Санхедрина; судьи над тысячами, над сотнями, над полусотнями и десятками, все ваши мужчины, все ваши жены, которые могут не вполне ясно понимать мои слова, но которые достойны награды за то, что слушают и принимают их; и ваши дети, которые таким образом обучаются Торе и заповедям. Завет включает и тех геров (обращенных) среди вас, которые заготавливают дрова и черпают воду. (Моше имел в виду группу хананеев, желавших обратиться в еврейство. Моше назначил их общинными дровосеками и водоносами. Он также предвидел, что гивониты обратятся обманным путем во времена Йеошуа ради спасения своих жизней, и поэтому включил их в завет.)
Этот завет обязывает даже тех евреев, которые родятся в будущем. Хотя в настоящий момент физически они не существуют, их души присутствуют в этом собрании. (При Даровании Торы также присутствовали души всех евреев.)
Б-г желает, чтобы вы приняли Тору и поклялись в этом до того, как я завершу свою миссию вождя. Б-г Сам поклялся праотцам, что никогда не заменит евреев ни на какой другой народ. Если бы поклялся только Он (а не вы), то соглашение было бы неравным".
Во времена пророка Ехезкеля некоторые старейшины евреев, потрясенные страданиями своего народа от гнета вавилонского царя Нэвухаднэцара, спросили у пророка: "Может быть, мы освобождены от исполнения заповедей, ибо Б-г продал нас Нэву-хаднэцару, как хозяин продает своего раба?"
Ехезкель ответил, что Б-г призвал евреев в качестве Своих слуг на все времена. Он предал их в руки Нэвухаднэцара только из-за их грехов, но они навеки связаны с Его Торой.
Моше предупреждал народ: "Многие из тех, кто жил в Египте, помнят идолов из камня и дерева (египтяне выставляли их на улицах), а также золотые и серебряные изваяния (египтяне хранили их в своих домах под замком, опасаясь воров). Вы видели, как египтяне служили им, и, возможно, вас поражало их богатство, успех и престиж. Есть среди вас и такие, кто поклонялся богам Эдома, Амона, Моава и Мидьяна. Не исключено, что среди собравшихся есть евреи, в душе верящие в этих богов, но лицемерно отвечающие "амен"при словах: "Проклят изготавливающий идола".
Возможно, они думают, что Б-г не наказывает за порочные мысли. Или рассчитывают, что на них не распространится Б-жественное проклятие, посылаемое общине как единому целому.
Знайте же, что это не так! Тот, кто думает: "Я не стану обращать внимания на завет, а буду потворствовать своим желаниям", не будет прощен Б-гом! (Б-г накажет даже индивидуума и даже если он поклоняется идолам лишь в мыслях.)
Я предупреждаю вас, что если человек в самой малой степени поддается своему побуждению ко злу, это приведет его к тяжким грехам".
Вначале побуждение ко злу создает себе точку опоры в душе человека, уговаривая: "Только один малюсенький грешок!" Но мало-помалу оно увлекает жертву в бездну греха. И путы порока, вначале напоминающие паутинку, в конце концов становятся подобны канатам.
Моше провозгласил: "Лишь только человек начинает поддаваться своим желаниям (то есть, желаниям побуждения ко злу), он никогда не будет удовлетворен. Наоборот, с каждым разом он будет все больше вожделеть запретных наслаждений.
Б-г не простит того, кто оскверняет Его завет. Если человек совершил грех сознательно, Ашем покарает его даже за непреднамеренные грехи, совершенные ранее. Против этого человека возгорится Б-жественный гнев, и сбудутся все перечисленные в Торе проклятия".
Моше говорил о будущем, о том времени, когда евреи станут поклоняться идолам: "Когда в будущем неевреи увидят, как вас наказал Б-г, опустошив Землю и изгнав вас оттуда, и спросят, почему из всех народов земли так страдаете только вы, ваши потомки признают Б-жествен-ную справедливость: потому что вы приняли Его завет, а затем нарушили его.
С этого дня Б-г возлагает на всех вас ответственность не только за грехи общины, но и за прегрешения отдельных людей".
Тогда евреи отвечали: "Моше, мы согласны нести ответственность за грехи наших братьев, совершенные публично (которых мы не смогли предать суду), но не за их тайные прегрешения".
Ашем уступил и согласился взыскивать с евреев только за явные грехи. На практике Он отсрочил возложение на общину ответственности за грехи индивидуумов до вступления евреев в Эрец Исраэль и принятия ими благословений и проклятий на горах Геризим и Эйвал.
Мера Б-жественной награды всегда превышает меру Его наказания. Ашем постановил, что вся община страдает за грех одного еврея. Но как же велико тогда благо, даруемое общине за заслуги составляющих ее личностей!
Поэтому наши мудрецы учили: "Весь мир существует ради заслуг одного праведника, как сказано (Мишлей 10:25): "Праведник — основа мира".
Все собрание накануне вступления в Эрец Исраэль приняло этот новый завет (в дополнение к завету, заключенному на Синае).
Моше обещает, что если еврейский народ раскается в изгнании, то Ашем спасет его
Моше предупреждал: "Когда проклятия Торы сбудутся на опустившихся поколениях, примите сердцем слова Аше-ма. Возвратитесь к Нему посреди рассеяния и изгнания, вслушайтесь в Его голос".
Услышав эти слова, евреи спросили: "А примет ли Ашем наше раскаяние?"
Моше ответил от имени Ашема:
— "Я принял раскаяние Каина, разве Я не приму ваше?"
После убийства брата Каину был вынесен суровый приговор: он должен стать парией и изгнанником на земле. Но когда он сознался в грехе, половина приговора была отменена и ему было разрешено поселиться в земле Нод (Берешит 4:16).
— "Я принял раскаяние царя-идолопоклонника Ахава, разве Я не приму ваше?"
Ахав, правивший царством Десяти Колен, настолько погряз в идолопоклонстве, что стирал Имя Б-га в Торе и заменял его на "Баал". В его Торе было написано: "Вначале Баал создал", "И Баал сказал..."
Не было в его царстве ни одной горы, где бы он не воздвиг идола и не поклонился ему.
Когда Ахав убил Навота, чтобы получить его виноградник, Б-г послал пророка Элияу, чтобы он предрек царю: "Там, где собаки лизали кровь Навота, они будут лизать и твою". Далее Элияу пророчествовал: "Остерегайся, Я навлеку на тебя зло и положу конец твоей родословной. Твой дом опустеет, подобно домам Иеровама и Баша, которые разгневали Меня и привели Израиль к греху".
— жене Ахава, Йезевели, подстрекавшей мужа к греху, Элияу сказал так: "Собаки будут рвать тело Йезевели у изреельской стены".
Услышав это, Ахав разорвал на себе одежды и облекся в рубище. Он призвал Еошафата, царя Йе-уды и свояка, чтобы тот бил его кнутом дважды в день, нанося ему по сорок ударов. Ахав постился три часа ежедневно, откладывая еду с шестого до девятого часа, ходил босой и умолял Б-га простить его. До Элияу дошли слова Ашема: "Ты видишь, как Ахав унижает себя предо Мной? Он раскаялся, и пока он жив, Я не причиню зла его дому, отложив наказание до восшествия на трон его сына".
— "Я принял раскаяние царя Менаше (и дал ему награду в этом мире. Его раскаяние было слишком поверхностным, и совершил он его только из-за обрушившихся на него несчастий, поэтому он не получит удела в Грядущем Мире.) Разве Я не приму ваше?!"
Царь Менаше (сын Хизкияу, царствовавший в Йеуде) поставил в Храме идола с четырьмя лицами, сказав при этом: "Откуда ни войдет человек, он непременно поклонится идолу".
Шехина покинула Храм; Небесный огонь, мерцавший над жертвенником, исчез, а золотые фрукты, которыми царь Шломо украсил Храм, засохли.
К каким только бесчинствам ни прибегал Менаше, чтобы вычеркнуть из памяти еврейского народа Имя Б-га!
Ашем предал Менаше в руки ассирийских полководцев, которые заковали его в кандалы и посадили на специально изготовленного железного мула. Под мулом был разложен костер, огонь нагревал металл, и Менаше испытывал мучительные страдания по дороге в Бавель.
В отчаянии еврейский царь взывал ко всем идолам, которым поклонялся, но не получал ответа. Тогда Менаше сказал: "Я помню, как мой отец Хизкияу учил меня: "Когда ты будешь в беде и когда все эти вещи случатся с тобой, вернись к Ашему, своему Б-гу, и слушай Его голоса" (Дварим 4:30).
Царь обратился к Всемогущему: "Теперь я вижу, что все боги фальшивы, ибо ни один не смог мне помочь. Ты — Господин Вселенной, но если Ты не ответишь мне, я объявлю, что все боги одинаковы!"
Всемогущий на Небесах сказал: "Этот злодей не заслуживает того, чтобы Я принял его молитвы. Однако, если Я отвечу ему отказом, это может в будущем удержать от раскаяния других людей".
Б-г был готов принять молитву Менаше, но тут вмешались ангелы. "Господин Вселенной, — воскликнули они, — разве может совершить чистосердечное раскаяние человек, который установил идола в Храме и склонял народ к греху?" Ангелы закрыли на Небесах все окна, дабы молитвы Менаше не достигли Небесного Трона. (Грехи Менаше не давали его молитвам возноситься на Небеса. Кроме того, его раскаяние не было чистосердечным, ибо он просто испытывал Ашема.)
Как же поступил Б-г? Он как бы просверлил под Своим Троном небольшое отверстие, чтобы молитвы Менаше дошли до Него. (Б-г принял его молитвы из Своего великого милосердия, хотя на самом деле Менаше был этого недостоин.)
Ашем чудесным образом восстановил правление Менаше, как сказано (// Диврей аямим 33:13): "И Он вернул его в Иерусалим в его царство".
Позднее Менаше признал: "Вселенной управляет справедливый правитель!" Он уничтожил идолов и разбил изваяние в Храме. Он восстановил жертвенник Ашема, принес на нем мирные и благодарственные жертвы и приказал своему народу служить Ашему.
Моше обещал: "Если вы раскаетесь в изгнании и будете соблюдать Тору от всего сердца, Б-г возвратит ваших пленных (Он Сам тоже вернется, ибо Его Шехина пребывает с вами в изгнании) и будет милосерден к вам. Он соберет вас из народов, среди которых рассеял вас. И даже если ваши изгнанники находятся на краю Вселенной, то и оттуда Ашем, ваш Б-г, соберет вас".
В будущем царь Машиах восстановит династию Давида, отстроит Храм, соберет всех рассеянных по свету евреев. Тот, кто не верит в его приход или не ждет его, отрицает не только более поздние пророчества, но и саму Тору. Ибо Тора совершенно ясно утверждает: "И Ашем, ваш Б-г, возвратит ваших плененных братьев, и будет милосерден к вам, и соберет вас... Если даже вы изгнаны до края Небес... Ашем, ваш Б-г, вернет вас в Землю, которой владели ваши отцы, и вы овладеете ею" (Дварим 30:3-5).
Сколь тщательно должен человек относиться к служению Творцу! Каждый день Небесный Голос объявляет миру: "Возвращайтесь, непослушные дети!" (Ирмеяу 3:14), но люди не обращают внимания на эти слова.
До тех пор пока человек благоденствует в этом мире, в глубине души он верит, что будет пребывать в нем вечно. Но как только ему становится плохо, на него как будто надевают железные цепи и предают Небесному суду. Человека могут осуждать тысячи ангелов, но если хотя бы один из них встанет на его защиту, указав на какую-то необычную заслугу, человек получает прощение.
Если Небесный суд выносит смертный приговор, Ангел Смерти подходит к человеку с пылающим мечом. Охваченный страхом и трепетом человек начинает раскаиваться в своих грехах. Но уже слишком поздно. Раскаяние не достигает цели, если человек при жизни не отрекся от грехов. Два ангела напоминают ему о поступках, совершенных в этом мире, о каждом произнесенном им слове, и человек признает их правоту.
Когда умершего несут к могиле, перед ним идут его деяния, а небесные глашатаи объявляют, была его жизнь греховной или нет. Перед наводящим страх Троном Ашема человек должен держать ответ, причем не только за свои грехи, но и за грехи людей, испытавших его влияние, и даже за те духовные достижения, которые он не совершил из-за своей лени. (Знание о неиспользованных возможностях станет для человека самым тяжелым "наказанием", ибо повергнет его в глубокую печаль и смятение.)
Поэтому пусть человек боится своего Господина, ежедневно анализирует свои поступки и совершает раскаяние, пребывая в этом мире!
Моше продолжал: "Б-г приведет вас в Землю, которую Он обещал вашим праотцам, будет творить для вас добро и многократно умножит вас.
В будущем Он удалит из ваших сердец побуждение ко злу (в дни Эзры Ашем погасил потребность служить идолам, а во времена Машиаха Он избавит нас от всех порочных наклонностей), чтобы вы служили Ему с чистыми помыслами.
Наши мудрецы поясняют, что в последующую за воскрешением мертвых эру Ашем освободит наши сердца от побуждения ко злу. Однако награда за исполнение заповедей не будет столь велика, как сейчас.
Б-г определит меру наказания вашим врагам, угнетавшим вас в изгнании.
Он возрадуется вам, как Он радовался вашим праотцам. Все так и произойдет, если будете слушаться Его Голоса и вернетесь к Нему всем сердцем и душой".
Таким образом, Тора ясно утверждает, что искреннее и совершенное раскаяние положит конец нашему изгнанию.
Рабби Элиэзер говорил: "Еврейский народ будет избавлен только в результате раскаяния".
Рабби Йеошуа подтвердил: "Если евреи не раскаются добровольно, Б-г поставит над нами правителя такого же тяжелого, как Аман. Его жестокие указы заставят евреев вернуться к Ашему".
Рабби Йеошуа бен Леви удостоился чести встретить Машиаха (в Ган Эдене) и спросил его: "Когда же придет Господин?"
"Сегодня", — отвечал Машиах.
Позднее рабби Йеошуа жаловался пророку Элияу, что Машиах обманул его.
"Нет, — объяснил Элияу, — ты не понял его. Он подразумевал (Теплим 95:7): "Сегодня, — если ты внемлешь Его гласу".
Таким образом, есть два возможных срока окончательного Избавления:
— Немедленно, если еврейский народ раскается совершенным образом.
— В определенный момент времени, назначенный Б-гом и скрытый от нас, когда Он снова обратит сердца евреев к Себе.
Моше объясняет, что Тора близка каждому еврею
Теперь Моше объяснял евреям, как надо раскаиваться и возвращаться к Ашему: через изучение Торы.
"Тора, которую я завещаю вам, не есть нечто недоступное, — внушал он. — Не притворяйтесь, что вам ее не понять, ибо я снабдил вас Устным Пояснением к Письменной Торе".
В дом учения входит глупец. Увидев, с каким усердием учатся другие евреи, он спрашивает: "Как можно стать знатоком Торы?" Ему отвечают: "Изучив Алеф-бейт, переходят к Пятикнижию, затем к пророкам и, наконец, к Мишне и Гемаре (Талмуду)".
Глупец думает: "Как же мне все это усвоить?" И сдается, даже не начав учебу.
Мудрый человек думает иначе.
Два человека увидели каравай хлеба, висящий на привязанной к потолку веревке. Один из них сказал: "Это так высоко, что мы никогда не сможем достать его". Другой же подумал: "Совершенно ясно, что если кто-то повесил хлеб, должен быть способ достать его!" Он принес лестницу, палки и "охотился" за хлебом до тех пор, пока не сбросил его вниз.
Вот так же рассуждает мудрый человек и в отношении учения: "Выучу немного Торы сегодня, еще чуток завтра, и так, понемногу, буду учить каждый день, пока не усвою ее полностью".
Далее Моше сказал евреям: "Тора более не пребывает на Небесах — я принес ее на землю и открыл вам. Поэтому не говорите: "Вот если бы у нас был другой Моше, который принес бы Тору с Небес и растолковал ее нам, мы бы учили ее". (Даже если бы Тора все еще пребывала на Небесах и вам пришлось бы напрячь все силы, чтобы получить ее, вы все равно были бы обязаны сделать это).
Тора находится не за морями, и нельзя оправдать себя: "Если бы кто-то мог отправиться в дальние края и привезти нам пояснения к Торе, мы бы учили ее". (Но даже если бы Тора была на другом берегу океана, вы должны были бы отправиться туда и изучать ее.)
Мудрецы наставляли нас, что еврей должен отправиться в центр по изучению Торы, если не может достичь должного уровня изучения в месте своего проживания: "Следуй в место, где изучают Тору, и не говори, что она (Тора) последует за тобой" (Авот4\14).
Слова "Не на Небесах Тора", кроме того, подразумевают, что Б-г не выносит решения по вопросам Торы на Небесах. Он даровал мудрецам власть разрешать на земле все вопросы алахи. Любое решение должно отражать мнение большинства в Санхедрине.
Среди мудрецов возник спор, может или нет стать тамэ (нечистым) определенный тип печи.
Рабби Элиэзер бен Гурканос, возможно, самый выдающийся авторитет своего поколения, объявил, что данная печь чиста, но остальные с ним не согласились.
"Если алаха такова, как я ее толкую, — воскликнул рабби Элиэзер, — пускай рожковое дерево, растущее во дворе, подтвердит это!"
И случилось чудо: рожковое дерево перескочило на одну сотню локтей. "Мы не принимаем доказательства от рожкового дерева", — протестовали другие мудрецы. (Б-г исполнил волю праведника, нарушив законы природы, но твое алахическое суждение, тем не менее, остается неправильным.)
"Если алаха такова, как я учу, пусть ручей докажет это!" — заявил рабби Элиэзер.
И тотчас воды ручья потекли вспять.
"Не приводят доказательства от ручья!" — возражали мудрецы.
И тогда рабби Элиэзер сказал: "Если я прав, пускай это подтвердят стены дома учения!" Когда стены начали оседать, рабби Йеошуа воскликнул: "А вам какое дело до спора, который идет между мудрецами Торы?"
Как только он произнес эти слова, стены перестали крениться. Во имя заслуг рабби Йеошуа они не разрушились, но во имя заслуг рабби Элиэзера не вернулись в вертикальное положение — так и остались в наклонном положении.
Рабби Элиэзер не случайно призвал в свидетели рожковое дерево. Он хотел показать, что постигал мудрость Торы в условиях гнета и бедности (которые символизирует рожковое дерево. Рассказывают, что рабби Ханина бен Доса, заслуги которого поддерживали весь мир, сам съедал за неделю только одну горстку плодов этого дерева.) Тем самым он утверждал, что его решение, основанное на глубоком изучении Торы в крайне неблагоприятных условиях, было определенно истинным.
Затем он обратился за подтверждением своих слов к ручью, намекая на свое превосходство в Торе над другими мудрецами (Тору сравнивают с водой). По этой причине они должны были принять его мнение. В конце концов, рабби Элиэзер приказал стенам дома учения рухнуть. Это означало, что собравшиеся мудрецы, оспаривавшие его правоту, заслуживали уничтожения (Эйней Ицхак).
И, наконец, рабби Элиэзер объявил: "Если я прав, пусть Небеса подтвердят это!"
Раздался Небесный Глас: "Алаха всегда соответствует учению рабби Элиэзера".
Тогда поднялся рабби Йеошуа и произнес: "Тора запрещает нам, решая алахические вопросы, прислушиваться к Голосу Небес. Тора более не пребывает на Небесах, а устанавливается на земле большинством мудрецов, ибо сказано (Шмот 23:2): "За большинством склоняться".
Когда позднее один из мудрецов, рабби Натан, удостоился откровения пророка Элияу, он спросил его: "Что же сказал тогда Б-г?"
Элияу отвечал: "Он улыбнулся (с удовлетворением) и воскликнул: "Мои сыны победили, мои сыны победили". (Небесный Глас был испытанием для мудрецов, чтобы проверить, согласятся ли они с мнением большинства, как это приказывает делать Тора, или нет. И мудрецы выдержали это испытание.)
Рабби Элиэзер продолжал упорствовать, и мудрецы распорядились сжечь те предметы, которые он в тот день объявил чистыми. Кроме того, они постановили отлучить рабби Элиэзера бен Гурканоса. Непреклонность его позиции угрожала единству учения и соблюдения Торы.
"Кто пойдет к рабби Элиэзеру и скажет ему о нашем решении (при этом не разгневав его)?" — спросили мудрецы.
"Я пойду", — вызвался рабби Акива.
Он надел черные одежды (в знак траура) и сел на расстоянии четырех локтей от рабби Элиэзера.
"Что случилось, Акива?" — спросил его рабби Элиэзер. — Похоже, — произнес рабби Акива, — твои товарищи отделились от тебя".
Рабби Элиэзер все понял. Он разорвал свои одежды и разулся (ибо в соответствии с алахой отлученный должен разорвать одежду и не имеет права носить кожаную обувь). Затем сел на землю и зарыдал.
Скорбь праведника привела к тому, что треть мирового урожая оливковых пальм, пшеницы и ячменя пропала. В этот же день тесто, которое замесили женщины, прокисло.
Глава Санхедрина рабан Гамлиэль, бывший инициатором отлучения, плыл в этот момент по морю на корабле. Океан забушевал, а волны величиной с башню грозили поглотить судно.
"Сдается мне, — заметил он, — в мире неспокойно из-за постановления в отношении рабби Элиэзера бен Гурканоса".
Он обратился с молитвой к Б-гу: "Властелин Вселенной, Ты знаешь, что я сделал это не ради личных почестей или славы отцовского дома (чтобы доказать свое превосходство). Только ради Тебя я отлучил его, дабы прекратить разногласия среди еврейского народа. (Мы знаем истинную цену ему; он является величайшим мудрецом и святым человеком, но его позиция ведет к расколу Торы.)"
После этих слов море утихло.
Другой смысл стиха "Не на Небесах Тора" состоит в том, что великая мудрость Торы не пребывает среди тех, кто посвятил себя светским наукам.
Мудрец Шмуэль учил: "Эти слова относятся к астрономам, всматривающимся в небеса (то есть, к тем, кто проводит время в изучении астрономии)".
"Ты сам являешься астрономом и, одновременно, великим мудрецом Торы!" — возражали ему люди.
Он пояснил: "Изучением астрономии я занимаюсь только в банях (то есть там, где о Торе думать запрещено)".
Евреи спросили у Моше: "Наш учитель Моше, ты утверждал: "Не на Небесах Тора и не за морями". Тогда где же она?"
Моше отвечал: "Она очень близка к вам, когда вы изучаете ее в домах учения; все то время, пока вы, изучая ее своими устами, подготавливаете свое сердце для ее исполнения. (Если же только губы участвуют в изучении, Тора никогда не приблизится к вам.)
Один из мудрецов рассказывал: "Однажды во время путешествия я встретил человека, который был несведущ в Торе и ее заповедях и пренебрегал изучением Торы.
"Сын мой, — спросил я его, — что же ты ответишь своему Отцу на Небесах в день Суда?"
"У меня есть веская причина, — ответил он. — Я скажу, что Небеса не одарили меня умом для изучения Торы".
"А чем ты занимаешься?" — спросил я его.
"Я — рыбак", — последовал ответ.
"Как ты работаешь?" — поинтересовался я.
"Мне дают лен, — объяснил он, — из которого я плету сети. Я бросаю их в море и ловлю рыбу".
Я сказал ему: "Ты достаточно смышлен, чтобы плести сети и ловить рыбу. Как же ты можешь говорить, что не понимаешь Тору, в которой сказано: "Ибо слово очень близко к тебе, в твоем сердце и в твоих устах (оно), чтобы исполнять его (Дварим 30:14)?"
Он пал ниц в искреннем раскаянии, и я успокоил его: "Сын мой, много есть подобных тебе, кто представит оправдания в день Суда. Но Б-г не примет их".
Моше говорит в заключение, что если человек соблюдает Тору, то удостоится вечной жизни
В благословениях и проклятиях Моше обещал, что если евреи будут соблюдать Тору, то насладятся материальным благополучием и миром; в противном случае их ждут физические страдания. Сейчас он напомнил им, что при соблюдении Торы они удостоятся "жизни" — близости к Ашему, означающей вечную жизнь. Выбор целиком в руках человека.
"Я призываю небеса и землю быть свидетелями, — завершил свою речь Моше, — что вы изберете путь жизни, путь Торы, чтобы жили вы и ваши потомки.
Ибо Тора, которой вы занимаетесь, есть ваша жизнь в этом мире и долгота ваших дней в Грядущем Мире.
В конце изгнания вы соберетесь вместе и станете жить в Земле, которую Б-г обещал Аврааму, Ицхаку и Яакову".
Как только Моше закончил говорить, евреи вернулись в свои шатры.