Шабат
Шабат.
Остался в Бат Аине, по понятным причинам.
Читал хумаш.
И думал.
Берейшит.
"В начале Бог сотворён небо и земли".
Первый же вопрос: а что такое в точности "небе" в современной науке?
И что такое "земля" — это тоже не совсем понятно
Возможно, Раши избигает этого буквального прочтения имено поэтому? Не знаю.
Дальше больше.
Творение светил.
Творение "небосвода"
Творение растений
Творение животных, птиц, рыб — из земли и из воды.
Творение человека — из праха.
Не то чтобы я в первый раз читаю хумаш.
И тем не менее.
Рав Кук говорит: "переопредели" понятие Бога — он видит в этом самую главную заповедь Веры
Ну хорошо, определить Бога, а что с Торой?
Бог сказал что человек сотворен из глины?
Что женщина сотворила из ребра? (комментаторы говорит нет, не из ребра, а это было сиамские близнецы)
А, я еще прочитал пару строк из начала Зогара — нечто совершенно фантастического, и вообще, концепция Каббалы это отношение Израиля и Бога это романтические отношение… — отрывки из Зогара в молитве именно об этом.
Это можно воспринимать как угодна, но верить в то, что это буквально "от Бога"?
Похоже, что "Хекер аМикра" неизбежно.
Причем я совсем не говорю, что не надо читать Библию. Это святая книга — как ни смотри.
Только нужно понять, что означает "святость".
И что означает история Творения — для нас сегодня.
Но, как говорит Броер — сначал должен быть пшат. Буквальный смысл. Понять, как создавалось этот книга, как создавалось эта вера. Как создавалось вера в Бога
Может ли современный человек верить, как древний человек?
И самое главное — это то, что Бог хочет от человека?
Я не знаю, что означает Бог — но если он есть — он хочет, чтобы мы выбросили в мусор все научные книги? Или обратное?
Странно, что я много лет даже не смел думать такие мысли. Сейчас, когда я понимаю, что есть вполне религиозные люди, которые при этом смотрят на мир глазами современного человека, и при этом верит в Бога — я тоже хочу так.
Более того, именно такой подход позволяет создать "Тору нашего поколения" — только соединяя веру и разум, веру и науку — мы может написать Тору нашего поколения