Рабби Нахман: вера в человека. Раббанит Йегудит Кук (2)
(С 3:40)
Пробуждение в тшуве приходит, как правило, от того, что человек вдруг чувствует свет Всевышнего в своей душе.
«Свет, который находится внутри человека, в его душе (душа – это божественный образ внутри него), иногда этот свет скрыт. Грехи скрывают этот свет».
Очень видно разницу концепций каббалы и хасидизма.
Основная притча каббалы – это Адам, это физический человек, тело человека.
В хасидизме основная притча – это душа.
Возможно, именно поэтому каббала говорит так много об исправлениях, тикуним, а хасидизм – нет.
Точки зрения современной психологии в чем-то похоже на то, что говорит каббала.
Но хасидизм – это что-то совершенно другое.
Хасидизм верит в Божественную искру, это основное, во что он верит.
Есть такое очень известное выражение Алтер Ребе (Старого Ребе). У него спросили: что важнее – любовь к Богу или любовь к человеку?
Ответ, как известно, что и то, и то очень важно, но любовь к человеку – это важнее, потому что это любить того, кого любит Всевышний.
Это тоже говорит о том, что одна из центральных идей хасидизма в общем – это человек. И не просто человек, а Божественный образ, который есть внутри человека.
Это принципиально другой подход, даже относительно каббалы.
Рав Ицхак Гинзбург учит, что хотя на первый взгляд язык каббалы и язык хасидизма практически одинаковые (хасидизм пользуется понятиями каббалы), но это только внешне, только язык тот же самый. Причем это было сознательным решением хасидизма – взять язык каббалы. Но смысл этих же понятий в хасидизме абсолютно другой, и это важно.
Центральная идея хасидизма – это вера в человека.
В тексте Штейнзальца про корни - ярко видно, во что верит Штейнальц. Он верит в человека. Через то, что он верит в человека, он верит в Бога, не наоборот.
И на первый взгляд выражение Алтер Ребе, который говорит, что любовь к человеку – это выше, чем любовь ко Всевышнему, – это похоже. Я не готов сказать, что Алтер Ребе верит в человека больше, чем в Бога. У Алтер Ребе тоже есть выражение, что «я не желаю ничего, только Всевышнего», это тоже его ступень.
И тем не менее, одна из основных идей хасидизма – это верить в человека, особенно для рабби Нахмана.
Ранее мы читали у Штейнзальца, что верить в человека и верить в Бога – это то же самое, та же самая идея, только объяснена другими способами, более понятными для современного человека.