Рабби Нахман - Радость как основа служения. Рабанит Йегудит Кук (3)
Рабби Нахман говорит, что ключ к служения Всевышнему – симха, радость.
В последние уроки мы пытались найти «ключ» к служения Всевышнему, и сказали, что ключ это сердце.
Но к сердцу тоже должно каким-то образом прийти. И похоже, что конечный ответ рабби Нахмана – каким образом служить Всевышнему – это радость.
Если сравнить с Алтер Ребе с Танией. Там есть вопрос: стоит ли радоваться или стоит думать о грехах? Алтер Ребе нет дает окончательного ответа.
Рабби Нахман дает окончательный ответ, что первый пункт служения Всевышнему – это симха, радость.
Все остальные пункты – это уже следующие «члены ряда». Тшува, сердце, разум, все что угодно – это все потом. Сначала должна быть радость. И он говорит о том, каким образом можно найти повод для радости.
Я взял в прошлый шабат книгу рабби Нахмана «Ликутей Моаран». Там есть достаточно интересный комментарий.
Он исследует – когда было написано первое учение рабби Нахмана «Счастливы те, кто идут по пути Торы. Он говорит, что по большинству мнений рабби Нахман жил тогда в Медведевке, оттуда он пошел в Эрец-Исраэль, и когда снова вернулся в Медведевку, по-видимому, это одно из самых первых его учений.
Более того, рабби Нахман сказал, что его прошлые учения до Эрец-Исраэль вообще не должны были бы появляться в «Ликутей Моаран». Рабби Нахман сказал, что «только то, что я сказал после Эрец-Исраэль – это мое настоящее учение». То, что было до – он вообще хотел сжечь, но раби Натан, его писарем, решил по-другому.
Первое издание «Ликутей Моаран» было таким, как хотел рабби Нахман, и там были учения только после Эрец-Исраэль. Очевидная ассоциация – рав Кук, который тоже не хотел издавать свои книги, которые были написаны до Эрец-Исраэль.
И тем не менее, раби Натан решил, что есть очень много интересных, хороших учений и до Эрец-Исраэль, и когда он делал второе издание, он включил туда не только учения после Эрец-Исраэль.
Так или иначе, одно из самых первый учений после Эрец-Исраэль – именно это. И у меня появилась мысль, что, может быть, это объясняет, откуда идет вообще вся идея, что основным служением Всевышнему является искать «добрые точки».
Хотя это сильно противоречит обычной логике иудаизма, обычной логике даже хасидизма.
Я вспомнил известную учение Баал-Шем-Това. Он говорит, что все, что происходит с человеком, - это он сам решает. Что значит он сам решает? Когда наверху хотят решить – что делать с человеком, судить, не судить или как его судить – что делает Всевышний? Всевышний как бы ставит человека судьей. Всевышний делает так, что человек увидит похожую ситуацию, и Сверху смотрят, что он об этом говорит.
Классическая история – это пророк Натан, когда он приходит к Давиду и говорит ему: «То, что ты сделал с Батшевой – это не очень хорошо». И тогда он ему рассказывает притчу про овечку. У богатого было много овечек, а у бедного была одна овечка. Богатый забрал у бедного последнюю овечку.
Царь Давид говорит: «Казнить его!». На это говорит пророк Натан: «Ты тот, который взял эту овечку».
Это классическая ситуация того, что Всевышний предоставляет человеку похожую ситуацию, и из того, что скажет человек , от этого будет решение – что будет с человеком.
Баал-Шем-Тов говорит то же самое.
Но рабби Нахман говорит что-то совершенно другое…