Дварим

Моше перед смертью собирает народ

Когда Б-г сообщил Моше, что тот умрет сразу после битвы с Мидианом, Моше попросил: "Позволь мне перед кончиной повторить евреям Тору с самого начала! Я хочу разъяснить им все трудные места и детали законов Торы".

Всевышний уважил просьбу Моше. Первого швата 2488, за 37 дней до смерти Моше, Он сказал ему: "Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают". (Сам Моше узнал все заповеди от Ашема или на Синае, или в первый год в Мишкане.)

Моше отвечал: "Перед алахическими рассуждениями мне следует предостеречь евреев, ведь если мне не удастся вселить в них страх перед Б-гом, они не будут исполнять заповеди надлежащим образом". Однако Моше не мог решиться упрекнуть народ.

Однажды учитель и его ученик, неторопливо прогуливаясь, заметили, как в дорожной пыли что-то сверкнуло, — жемчужина! Ученик быстро наклонился, чтобы поднять ее, но тут же почувствовал жгучую боль в пальцах: "жемчужина" оказалась тлеющим угольком.

Спустя какое-то время они снова шли по этой дороге и опять увидели под ногами что-то блестящее. Наученный горьким опытом ученик не стал наклоняться, но учитель сказал ему: "Подними, это драгоценный камень!"

Вот так и Моше "обжег пальцы", когда у вод Меривы обрушил на евреев свой гнев: "Послушайте, вы, бунтари и глупцы!" Тогда Всемогущий постановил, что Моше умрет в пустыне. Как же теперь он мог решиться на новую серию упреков?

Но Ашем рассеял его сомнения: "На этот раз, Моше,— уверил Он, —Я буду на твоей стороне".

Моше подготовил длинное увещевание, для которого, как он чувствовал, настало время, ибо:

1. Понимая, что кончина Моше близка, сыны Израиля будут особенно восприимчивы к его словам.

Сифри приводит несколько причин, объясняющих, почему время перед кончиной является самым подходящим для общего предостережения детей и учеников (однако за личный грех следует укорять человека немедленно):

<> человеку легче услышать один раз упреки и обвинения в грехах, и он чувствует себя не столь обиженным и обескураженным, как если бы ему говорили об этом изо дня в день;

<> в этом случае исключается возможность встречи того, кто упрекает, с тем, к кому обращены упреки, а следовательно, человеку ничто не будет напоминать о пережитых неприятных минутах;

<> человек, которого укоряют, не обидится на упреки умирающего, а воспримет их всем сердцем;

<> человек, к которому обращены упреки, не станет в свое оправдание обвинять умирающего в совершении таких же грехов. (Последний пункт представлен в соответствии с версией Ялкутг Шимони.)

2. Моше думал так: "Перед тем как сразиться с могучими гигантами Сихоном и Огом и завоевать их царства, я не имел права упрекать сынов Израиля. Ведь они могли подумать, что я, понимая неизбежность поражения в битве, буду объяснять его нашими грехами. Теперь же, когда мы одержали победу, евреи без сомнения признают, что я упрекаю их ради их собственной пользы, и примут мои слова к сердцу".

3. Более того, перед битвой с Огом и Сихоном Моше и евреев не покидала тревога, поэтому они не могли правильно воспринять, а он был не в состоянии должным образом передать поучение подобного рода.

Завершив свое поучение, Моше начал обучать евреев заповедям Торы и разъяснять их суть. Он объяснял их не только на святом языке, но и на семидесяти коренных языках мира.

Почему потребовалось, чтобы Моше излагал Тору на иностранных языках?

Моше предвидел, что в галуте евреям придется изучать Тору на самых различных языках. Таким образом он старался облегчить правильное понимание ими Торы в будущем. Однако следует отметить, что до конца смысл Торы можно постичь только на святом языке. Естественным стремлением каждого еврея должно быть овладение святым языком, чтобы изучать Тору в оригинале.

Кроме того, "70 языков", упомянутых в Мидраше, означают 70 способов толкования Торы, и Моше использовал их все.

Только могучий оратор мог говорить в течение 36 дней — с 1 швата до 7 адара, излагая книгу Дварим на семидесяти языках.

Как же удалось Моше совершить это, если было известно, что он косноязычен? Разве не говорил он в самом начале своей миссии: "Не речист я. Как можешь Ты, Ашем, посылать меня во дворец фараона?"

Но из книги Дварим с очевидностью следует, что он изложил эту книгу сынам Израиля за короткое время, и его речь текла плавно. Он избавился от дефекта речи, когда находился на горе Синай, день и ночь изучая Тору перед получением Вторых Скрижалей. Он отказался от сна и пищи, дабы достичь высокого уровня духовности, и Б-г посвятил его в глубины Откровения и исправил его речь. Впоследствии Моше мог объяснять Тору гладко, и, когда он излагал книгу Дварим, слова срывались с его губ беспрепятственно, складываясь в красноречивое обращение к народу.

Моше объявил, что каждый еврей должен его выслушать. Он объяснял: "Отсутствующие могут обвинить тех, кто слушал меня, —почему вы молчали, когда Моше упрекал вас? Мы бы могли найти не меньше четырех-пяти возражений на каждое его обвинение!"

Именно поэтому Моше потребовал, чтобы все евреи без исключения пришли на его последнее поучение.

Всевышний сделал так, что голос Моше усилился, и все собравшиеся могли его услышать.

Моше перечисляет грехи сынов Израиля

Сначала Моше напомнил евреям о даровании Торы: "Вы получили Тору на Синае, л разъяснения к ней на равнинах Моава. Вы знаете, что Всемогущий совершил для вас множество чудес, начиная с того момента, когда мы стояли на берегах Ям Суф, разделенного на 12 проходов — по одному на каждое колено, — и вплоть до наших дней.

Тем не менее вы постоянно отдалялись от Б-га и гневили Его:

1. На тридцать первый день после Исхода из Египта, идя по пустыне, вы увидели, что запасы провизии иссякли. Тогда вы начали роптать, говоря, что предпочли бы умереть от руки Ашема в Египте, и возжелали мяса и хлеба (хотя вывели из Египта скот). Ваши жалобы свидетельствовали о недостатке веры, что разгневало Ашема.

2. Вы согрешили, поклоняясь идолу Пэора в Шитиме в долинах Моава.

3. На берегах Ям Суф, когда армия фараона почти настигла вас, вы были обуяны страхом и, не веря во всемогущество Ашема, восклицали: "Лучше бы нам погибнуть в Египте во время казни тьмы, чем от стрел солдат фараона, которые оставят наши тела без погребения!"

4. Вы согрешили в пустыне Паран, поверив клевете разведчиков о Земле Обетованной.

5. Вы были недовольны, получая ман, и тем самым совершали двойной грех: во-первых, поскольку вы получали ман от Б-га, вы не смели роптать, даже если не были удовлетворены им. Во-вторых, ваши жалобы были безосновательны, ибо ман — это самая совершенная пища. Благородные люди платят высокую цену за белый хлеб, который очень легко переваривается, а глупцы среди вас ворчали: "Нам противен этот хлеб, который полностью поглощается телом". В своей неблагодарности вы уподобились Адаму, который жаловался после того, как Б-г дал ему жену: "Женщина, которую Ты дал мне, послужила причиной моего греха!"

6. Вы согрешили участием в мятеже Кораха.

7. И, наконец, самый страшный грех, навлекший наказание на все последующие поколения, — вы изготовили золотого тельца.

"Очевидно, вы слишком богаты, если столь щедро отдали свое золото на изготовление тельца. Правда, позже вы так же щедро пожертвовали его на сооружение Мишкана, но вашим первым пожертвованием вы преследовали порочную цель — служение идолу, следовательно, ваши побудительные мотивы были сомнительны".

Попробуем объяснить смысл этого упрека с помощью притчи.

Один человек в течение многих лет тайно жертвовал огромные суммы на содержание ешив, тем самым, спасая их от финансового краха. В конце концов, его имя стало известно людям: все исполнились глубокого уважения к человеку, который тратил свое состояние на поддержку изучения Торы, и слава о его щедрости достигла даже далеких от Торы кругов. Руководитель одной светской еврейской организации тоже решил попросить о финансовой помощи и, объяснив задачи своей организации, получил чек на необходимую сумму.

С тех пор богача буквально завалили подобными просьбами. К нему постоянно обращались представители самых разных обществ. Каждый говорил о значении деятельности своей организации и просил поддержать "очень достойное дело".

Должно быть, его счет в банке воистину был неисчерпаем, так как он не отказывал никому, но это никоим образом не отражалось на финансовой поддержке ешив.

Но теперь имя его стало предметом для насмешек в общине: о нем говорили как о человеке, который тратит деньги безрассудно и неразборчиво.

Таким образом, смысл упрека Моше заключался в следующем: "Вы слишком неразборчивы в целях и бездумно отдали золото на изготовление золотого тельца. Поэтому, хотя вы проявили свою щедрость и в деле строительства Мишкана, вы не заслужили награды за исполнение этой заповеди".

Рабейну Авраам, сын Рамбама, поясняет: "По определению Торы щедрость не подразумевает беспорядочного расточительства. Истинная щедрость, или филантропия, требует, чтобы человек обдуманно оказывал помощь и для пожертвований избирал того, кого Тора считает "нуждающимся".

— первых шести грехах Письменная Тора упоминает косвенно. В ней не говорится обо всех грехах евреев, ибо: а) Ашем не хотел начинать новую книгу Торы с перечисления гpexoв; б) длинный перечень грехов в одном месте книги больше унизит евреев, нежели упоминание о них в разных местах, когда Моше говорит одновременно только об одном или двух прегрешениях (Гур Арье).

Приводя этот перечень, мы следуем мнению Раши. Однако Таргум Йонатан и Ришоним дают другой вариант перечня грехов Рабейну Иона, цитируя Сифри, поясняет, что здесь Моше перечислил семь из десяти испытаний, которыми евреи испытывали терпение Б-га. Остальные три (Тавера, Маса и Мерина) упомянуты позднее (Дварим 9:22). Утверждение рабейну Ионы основано на точке зрения, отличающейся от толкования Раши, ибо в это число не вошли более поздние прегрешения: Пэор и восстание Кораха, а последним из десяти испытаний был грех разведчиков на второй год пребывания в пустыне. Перечень Раши опирается на сочетание мнений различных Мидрашей.

Гур Арье задается вопросом, почему Моше не перечислил грехи в последовательности их совершения, и выдвигает предположение, что это своего рода попытка пощадить самолюбие сынов Израиля.

Моше упрекает сынов Израиля в том, что они отсрочили вступление в Эрец Исраэль

Моше продолжал свой урок: "Вы покинули Синай двадцатого ияра 2449 года, и Ашем привел вас в Кадет Барнеа, что на границе с Ханааном, всего за три дня, хотя обычно на эту дорогу требуется одиннадцать дней. (Тем не менее, евреи прибыли в Кадеш Барнеа только 29 сивана, так как дважды останавливались по пути.) Всевышний чудесным образом ускорил ваше продвижение, ибо Он страстно жаждал, чтобы вы вошли в Святую Землю. Вы могли овладеть ею немедленно, если бы не настояли на том, чтобы сначала послать туда разведчиков. Поверив их клевете, вы сами на сорок лет отсрочили вход в Святую Землю.

Б-г, действительно, желал, чтобы вы вошли в Эрец Исраэль сразу после получения Торы. Однако вы сделали золотого тельца, поэтому Всемогущий задержал вас почти на год у подножия горы Синай, где вы соорудили Мишкан (который, по некоторым мнениям, искупил этот грех).

Ваше пребывание у Синая было благотворно для вас и в духовном отношении: каждый день вы изучали новые заповеди. Однако Ашем очень хотел скорее привести вас в конечный пункт ваших странствий — в Эрец Исраэль. "Ступайте отсюда, — повелел Он, —и отправляйтесь в Святую Землю, чтобы овладеть ею". Он указал, что если бы вы не согрешили в случае с разведчиками, то могли бы овладеть Эрец Исраэль, не вступая в сражение.

Когда мы стояли лагерем у Синая, я подготовил вас для вступления в Святую Землю. Я собрал вас под знаменами и назначил над вами судей".

Моше рассказывает о назначении судей

Затем Моше подробно рассказал, как он назначал судей, включив в свое повествование и упрек: "Получив Тору, вы стали нацией, оберегаемой Всевышним. Вы не только умножались количественно, но и совершенствовались духовно. В первом аспекте, из сошедших в Египет семидесяти душ возник народ, насчитывающий 600.000 человек; во втором аспекте, как Б-жий народ, вы стали так же велики, как небесные звезды".

Почему евреи сравниваются со звездами? В будущем праведники будут разделены на 7 групп в соответствии со своими духовными заслугами:

1. Некоторые праведники будут сиять подобно солнцу.

2. Другие уподобятся луне.

3. Третьи будут сверкать как небеса.

4. Иные станут мерцать как звезды.

5. Некоторые праведники вспыхнут подобно молнии

6. Другие станут излучать красоту как розы.

7. Но среди них будут и такие, кто будет мерцать подобно золотой теноре в Храме.

Эти сравнения объясняются в Гемаре (Бава батра 86) и в Мидраше (Ваикра раба 30:2) следующим образом:

1. "Солнце" —это учителя Торы, которые излучают жизнь и жизнетворящсе тепло Торы.

2. "Луна" —это ученики Торы, получающие Тору (свет) от учителей.

3. "Небо" намекает на еврейских судей. Они считаются помощниками Б-га в акте Творения, и поэтому их сравнивают с небесным сводом.

4. "Звезды" символизируют евреев, которые способствуют праведности своих ближних. В первую очередь, это относится к раввинам и учителям, обучающим еврейскую молодежь Торе. Тем, что они наставляют своих учеников на путях Торы, они напоминают нам звезды, с помощью которых моряки прокладывают верный курс для своих кораблей.

5. "Молния" — это штадланим (ходатаи), евреи, которые оказывают влияние на правительства во благо своих братьев в изгнании. Подобно молнии, сверкающей в темноте ночи, они облегчают им бремя галута.

6 "Розы" —это сборщики цедаки, сердечная доброта которых по отношению к нуждающимся позволяет сравнивать их с изысканными цветами

7. И, наконец, "менора Храма" символизирует евреев, заботящихся о синагогах и домах учения, давая возможность своим братьям евреям молиться и изучать Тору.

Моше предпочел сравнить евреев с четвертой группой, со звездами. Принято считать, что большая часть Общины Израиля относится к этой группе.

Когда еврейский народ исполняет волю Б-га, то его сравнивают с небесными телами, и одна из причин тому такая:

Как нет раздоров и вражды между звездами (ибо ни одну не оскорбляет свет другой), так и праведники живут в мире и уважении друг к другу.

Как свет звезд не всегда различим, так неизвестно и число тайных праведников среди евреев.

Как небесные тела существуют вечно, так вечен и еврейский народ.

Моше продолжал: "Вас стало очень много, и Б-г более не желает, чтобы я один судил вас.

Он приказал мне назначить дополнительных судей для разбирательства многочисленных дел, которые прежде приходилось рассматривать мне".

Очень важно предотвратить неправедное судейство, так как еврейский судья сурово наказывается за ошибки в суде.

Например, несправедливое рассмотрение простого денежного вопроса Всемогущий может расценить как серьезное преступление (если судья без оснований требует от бедняка платы, он лишает его средств к существованию).

Более того, от еврейского судьи или вождя требуется, чтобы он предотвращал беззаконие в общине или, по крайней мере, протестовал против него. Если же он хранит молчание, когда ему следует протестовать, его ожидает Небесное наказание.

Авишай бен Церуя — один из военачальников царя Давида — был и знатоком Торы; его мудрость не уступала мудрости большинства членов Санхедрина. Этот великий человек был наказан смертью за то, что не выступил против неправильного решения царя.

Однажды Давид распорядился произвести перепись населения.

Тора разрешает пересчет евреев только в тех случаях, когда это действительно необходимо, и только косвенно, с помощью предметов, например, монет. Если пересчитывать евреев прямо, поголовно, может разразиться мор. В переписи, о которой идет речь, не было особой нужды, и она проводилась без помощи предметов.

Рамбан в комментарии к разделу Ки тиса поясняет: Давид был уверен в том, что заповедь пересчитывать евреев с помощью монет относилась только к поколению пустыни, и не является постоянной заповедью.

Июн Яаков (Брахот 626) придерживается мнения, что Давид настолько верил в святость своего поколения, что не допускал мысли о пагубных последствиях прямой переписи.

Комментаторы добавляют, что Б-г не помешал Давиду осуществить свой ошибочный план, ибо это было время Б-жественного гнева за грехи, которые народ совершал в тайне.

Как только перепись была завершена, Давид почувствовал раскаяние и взмолился: "Я сильно согрешил, о Ашем! Прости мой грех, ибо я был безрассуден".

Ашем послал пророка Гада, дабы укорить Давида: "Зачем ты пересчитывал евреев? Я обещал праотцам, что их потомков нельзя будет сосчитать!" Поэтому говорит Ашем: "Избери одно из трех наказаний: или на землю придут семь лет голода; или сам ты три месяца будешь спасаться бегством от преследования врагов; или в Эрец Исраэль разразится трехдневный мор".

Давид отвечал Гаду: "Я тяжело страдаю; горе тем ушам, которые должны слышать это!' (Я подобен смертельно больному человеку, которому предлагают выбрать место погребения или рядом с отцом, или рядом с матерью.)

Давид рассуждал так: "Если я выберу голод, то народ обвинит меня: "Он молил о наказании, которое его самого не затронет: царские закрома доверху наполнены на случай несчастья". Если изберу бегство от врагов, меня также заподозрят в том, что я выбрал наказание, от которого могу защититься, ибо меня оберегают мужественные телохранители. Позволь мне просить о наказании, которого ни один человек — благородный или простолюдин, сильный или слабый — не может избежать: я прошу смерти". Давид отвечал Гаду: "Позволь мне прямо попасть в руки Ашема (ибо велика милость Его), но не допусти, чтобы я попал в руки человека".

Действительно, Ашем творит милосердие, даже наказывая. Хотя Он грозил послать мор на 36 часов, многие выступили в защиту еврейского народа, дабы умолить Всевышнего о пощаде. Во-первых, о милости по отношению к евреям просили семь дней недели во главе с Шабатом. По их просьбе Ашем сократил наказание на семь часов. Затем Он уменьшил его еще на восемь часов во имя заповеди обрезания, которую евреи исполняют на восьмой день после рождения мальчика, и еще на пять часов — во имя пяти книг Торы, и еще на три — во имя заслуг праотцев. После того как Всемогущий сократил наказание на двадцать три часа. Десять Речений и Две Скрижали тоже молили о пощаде, и Ашем сократил наказание в общей сложности на тридцать пять часов. (Некоторые утверждают, что Он учел заслуги Двенадцати Колен.)

Таким образом, продолжительность мора была доведена до одного часа. Но этот единственный час принес ужасающие потери и разрушения: во всей Эрец Исраэль погибло 70 000 человек.

Всемогущий приказал Ангелу Смерти: "Возьми жизнь Авишая бен Церуя, который был мудрей большинства членов Санхедрина, но, тем не менее, допустил ненужный пересчет евреев. Его смерть искупит грехи всего Израиля". Когда этот великий вождь умер, Б-г приказал Ангелу Смерти: "Остановись!"

Пока мор собирал свою дань, терзаемый мучениями Давид умолял Всевышнего: "Я согрешил и поступил дурно, но что совершили эти овцы? Умоляю Тебя, пускай я и весь дом моего отца погибнем, но только не безвинные евреи".

Однако Б-г открыл царю Давиду, что евреи этого поколения заслужили наказание, поскольку не спешили упрашивать Ашема, чтобы Храм был построен в их дни.

Дабы и нас не могли обвинить в этом тяжелом прегрешении, наши первые пророки постановили, чтобы мы трижды в день в молитве Шмонэ эсрэ просили Б-га возвратить Шехину в Цион.

Вот еше пример того, как Б-г покарал вождя за то, что тот не вмешался в происходящие события.

При попытке завоевать город Ай в Эрец Исраэль евреи были разбиты. Самый мудрый член Санхедрина, Яир бен Менаше, пал в битве. Такая суровая участь постигла его в наказание за то, что во время завоевания Иерихо один из евреев украл запрещенный трофей. Яир был вождем, поэтому он должен был назначить охрану иерихонских трофеев. Именно о Бен Менаше говорит пророк (Иешаяу 57:1): "Праведник уходит (преждевременно) из-за греха (совершенного одним из народа, ибо Б-r возлагает ответственность на вождя)".

"Но знайте, — предупреждал евреев Моше, — что ваши вожди несут ответственность только тогда, когда им не удалось исполнить роль лидеров. Если же они протестовали, а вы не подчинились им, нет на них вины".

Однажды змея ползла своим путем, и вдруг хвост начал жаловаться голове: "Почему ты всегда впереди? Мне бы тоже хотелось быть впереди, а не сзади".

"Хорошо, — отвечала голова, — поступай как знаешь".

Они поменялись местами, и теперь хвост начал прокладывать путь. Но очень скоро змея попала в ловушку, затем получила ожог и, наконец, ободрала кожу об острые шипы кустов, которые росли вдоль дороги. А разве может быть иначе, если голова следует за хвостом?

Так бывает всегда, когда простой народ начинает управлять, а великие вожди безропотно следуют за ним (вместо того, чтобы предотвращать беззакония и необдуманные действия).

Община Израиля должна следовать советам учителей Торы. koi да же евреи настаивают на следовании за "хвостом", несчастья становятся неизбежными.

Моше прерывает свой урок, чтобы даровать благословение

Пока Моше говорил, весь народ молчал; ни один человек не возражал ему. Все члены общины признавали справедливость горького упрека.

Евреи могли бы законно возразить: "Моше, мы не совершили ни одного из перечисленных тобою грехов! Так согрешили наши праотцы". И в самом деле, грехи разведчиков, Кораха и все остальные, перечисленные Моше, были совершены их отцами, которые уже умерли в пустыне. Поколение, которое собиралось войти в Эрец Исраэль, было необычайно праведным, ибо они испытывали стыд не только за свои грехи, но за грехи своих отцов.

Поэтому Б-г сказал Моше: "Они заслуживают благословения, так как мужественно приняли твои упреки!"

И вот посреди своего поучения, сравнив сынов Израиля со звездами, Моше благословил их: "Пусть Ашем, Б-г ваших отцов, тысячекратно увеличит вашу численность такими же праведниками, которые, подобно вам, смогут молча вынести укор!"

Евреи возражали: "Моше, почему ты умаляешь благословение, дарованное Ашемом нашим праотцам? Он обещал умножить их потомков, пока их не станет так много, как звезд на небе или как песчинок: ведь и те, и другие невозможно сосчитать. Почему же ты ограничиваешь благословение Б-га и вместо бесконечно большого числа предсказываешь лишь тысячекратное умножение нашего народа?!"

"Не тревожьтесь, — успокоил их Моше, —ведь это мое собственное благословение. Оно не безгранично, так как я всего лишь человек. А благословение Ашема остается неизменным".

Что же получили евреи от благословения Моше, имея уже большее благословение Ашема? Ответ проясняется следующей притчей.

Один коммерсант собрался по делам поехать за границу на долгое время. Его сын был слишком молод, поэтому отец назначил ему опекуна. "Не допускайте сына к моим делам,— повторял он. —Боюсь, что его молодость и неопытность приведут к тому, что он промотает мое состояние".

Шло время, а отец все не возвращался. И вот однажды молодой человек потребовал у опекуна: "Я уже взрослый и хочу получить то, что мне причитается".

Опекун тут же выдал ему деньги, обеспечивающие достаточное еженедельное содержание.

Увидев размер пособия, юноша разочарованно спросил: "Разве мне не было обещано больше?"

"Не волнуйся, —отвечал опекун, —ведь это просто небольшой подарок тебе от меня на карманные расходы. А деньги твоего отца, по-прежнему, должны быть в моем ведении, и ты получишь их, когда повзрослеешь".

Вот так и Моше объяснял евреям: "Вы еще не готовы к тому, чтобы исполнилось благословение Б-га Аврааму (ибо это благословение зависит от соблюдения вами Торы и заповедей самым совершенным образом). А пока я дарю вам свое собственное благословение (которое будет иметь силу вплоть до прихода Машиаха)".

Моше продолжает рассказывать о том, как он назначал судей

После благословения Моше продолжил свой рассказ: "Ашем хотел, чтобы я назначил дополнительных судей; тогда порождаемые вами бесчисленные проблемы не лежали бы на мне одном.

Перед судом вы настаивали: "Позволь мне выбрать дополнительных судей". Проиграв дело, вы начинали спорить: "У меня есть еще свидетели, разреши мне привести новые доказательства моей правоты".

Если утром я покидал свой шатер раньше обычного, кто-нибудь да замечал: "Почему Бен Амрам поднялся сегодня так рано? Похоже, у него домашние проблемы, от которых он убегает". Но если, с другой стороны, я появлялся у Мишкана позже обычного, кто-нибудь из вас шептал: "Чем так долго Бен Амрам занимался в своем шатре? Должно быть, вынашивал против нас злобные планы".

Если вы не соглашались с приговором, то продолжали оспаривать его, даже когда он вступал в силу.

Вы буквально наслаждались тяжбами и частенько тратили одну села (монету) на судебные издержки по делу, в котором не рассчитывали получить обратно больше двух.

Моше живописует здесь евреев как упрямых, любящих поспорить людей, то есть отмечает у них те черты, которые и по сей день свойственны нашему народу. Комментаторы считают, что это обстоятельство косвенно указывает на аутентичность Торы. Вплоть до наших дней, когда невежество в основах иудаизма стало повсеместным, ни один еврей, не упускавший ни единой возможности подвергнуть критике любую деталь жизни общины, никогда не оспаривал истинности Исхода или дарования Торы.

Поэтому, по совету Ашема, я предложил, чтобы над вами были назначены судьи, дабы облегчить мое бремя.

Услышав это предложение, вам следовало бы возразить: "Наш учитель Моше, почему ты сам не будешь учить и наставлять нас? Именно ты услышал Тору от Ашема, и было бы лучше, чтобы ты направлял нас".

Однако вы тотчас же одобрили мой план, и я знаю почему! Вы думали так: "У нас появится около 80 000 судей, без сомнения, часть из них можно будет подкупить". Поэтому вы отвечали мне: "Ты хорошо сказал", — и настояли на том, чтобы план был осуществлен немедленно.

Я потребовал, чтобы вы предложили мне кандидатуры мужей, обладающих следующими семью качествами:

1) ученостью в Торе и мудростью;

2) скромностью;

3) Б-гобоязненностью;

4) бескорыстием (чтобы они не придавали никакого значения деньгам и не желали обогатиться даже честным образом; это очень высокий моральный критерий);

5) стремлением к истине и неприятием лжи;

6) достойным поведением, вызывающим уважение, и сознательным исполнением всех законов Торы (чтобы при вынесении обвинительного приговора никто не смел сказать: "Вы так же виновны в этом");

7) хорошей репутацией.

Я выбрал судей из названных вами людей (даже если кандидатуры соответствовали всего трем из перечисленных семи требований).

Я назначил одного судью над каждой тысячей из вас; одного над каждой сотней; одного —над пятьюдесятью и еще одного — над каждым десятком. Я также назначил исполнителей (шотрим), которые должны были проводить в жизнь решения судей.

Я ободрил судей, опасавшихся навлечь на себя гнев Ашема тем, что не смогут справиться со своими обязанностями надлежащим образом: " Вам выпала честь стать духовными лидерами сынов Авраама. Ицхака и Яакова — народа, который называют другом Всевышнего, Его возлюбленным народом".

Я наставлял вас, чтобы вы уважали ваших судей: позволяли им входить последними и оказывали им предпочтение в ваших делах".

Моше повторяет свои наставления судьям

Моше продолжал: "Я обучал только что назначенных судей законам, которыми они должны руководствоваться.

Я объяснил им десять основных отличий между проступками, которые влекут за собою казнь, и финансовыми спорами (например, в денежных делах решение может быть изложено сразу после голосования судей, а при вынесении смертного приговора его оглашение следует отложить по крайней мере до следующего утра).

Я также посоветовал судьям компромисс, как наилучший способ улаживания споров между двумя сторонами.

Более того, я предостерег их, чтобы они не искажали правосудие, совершая какое-либо из следующих прегрешений:

<> Выслушивая доводы одной из сторон до прибытия другой (что может склонить судью в пользу стороны, аргументы которой он услышал первыми).

<> Благосклонно относясь к одной из сторон.

<> Вынося приговоры, исходя из имущественного положения сторон. Например, судья может оправдать кого-либо на том основании, что этот человек пользуется уважением или же из страха мести; мягкосердечный судья может посчитать, что обеспеченная сторона обязана помочь более бедному противнику. Судья, принимающий во внимание факторы подобного рода, вовлекает Б-га в разбор дела. Этот человек совершает тяжелое прегрешение, ибо он "заставляет" Б-га возвращать деньги неправой стороне.

<> Недостаточно размышляя над обстоятельствами дела. Судье может показаться легким разбирательство какой-либо тяжбы, так как он уже встречался с рядом подобных случаев. Недостаточно вникнув в существо спора, он может совершить фатальную ошибку.

<> Вынося неправильное решение из-за недостаточного знания законов.

Я наставлял судей: "Если какое-либо дело слишком трудно для вас, обратитесь ко мне, и я вынесу решение".

Три пророка, Моше, Шмуэль и Иешаяу, были наказаны за то, что не следили за своей речью и сделали заявления, которые можно было истолковать как высокомерные.

<> Моше наставлял судей: "Если дело слишком трудно для вас, обратитесь ко мне". Всемогущий сказал ему: "Моше, ты считаешь, что можешь разрешать трудные споры? Но когда дочери Целафхада попросят у тебя совет по поводу простого закона, ты не будешь знать ответа".

<> Когда Б-г пожелал, чтобы пророк Шмуэль помазал Шауля на царствование. Он следующим образом свел будущего монарха с пророком: отец Шауля потерял ослицу, и сын со слугой отправился ее искать. Поиски оказались бесплодными, и тогда слуга предложил: "Давай спросим провидца" (так в те времена называли пророков).

У городских ворот Шауль и его слуга повстречали незнакомца. Это и был пророк Шмуэль, ради которого они пришли в город. "Скажи, где находится дом провидца?" — спросили они. Шмуэль отвечал: "Я и есть провидец!"

Праведник, подобный Шмуэлю, должен был понести наказание за невинные, на первый взгляд, слова. Б-г хотел услышать от него более скромные речи: "Я покажу вам дом" или что-то подобное, дабы ответ не казался высокомерным.

Но поскольку Шмуэль совершил невольный грех. Всемогущий сказал: "Итак, ты считаешь, что обладаешь даром предвидения? Я докажу тебе, что ты неправ".

Впоследствии Б-г лишил Шмуэля ясности видения в следующем случае:

Ашем повелел пророку идти в дом Ишая и помазать на царствование одного из его сыновей (после того как Он отверг Шауля).

Ишай представил Шмуэлю своего старшего сына Элиава. Шмуэль не сомневался, что Элиав и есть будущий царь, ибо внешность и манеры юноши были воистину царственными. Но Б-г объяснил Шмуэлю: "Смертный может судить о человеке только по внешним проявлениям, а Б-г видит душу. Действительно, Элиав мог бы занять трон, но он утратил это право, так как не сдерживает свой гнев".

Затем Ишай представил Шмуэлю еще пятерых сыновей, но пророк видел, что все они недостойны царского трона. В конце концов он был вынужден спросить: "У тебя больше нет сыновей?"

Ишай отвечал: "Еще есть один "малыш". Считалось, что седьмой сын, Давид, не заслуживает внимания. Он пас отцовские стада, и его даже не позвали на встречу с пророком.

"Вели его привести", — приказал Шмуэль.

Давид предстал перед пророком. Трудно было предположить, что этот юноша станет царем евреев. Он напоминал темпераментного Эсава, его черты свидетельствовали о горячести крови.

Тогда Всемогущий открыл Шмуэлю: "Это —Мой помазанник. Хотя по натуре он горяч, но, в отличие от Эсава, контролирует свои наклонности и поступает в соответствии с Моими указаниями. Встань, Шмуэль: ты не можешь сидеть в присутствии царя!"

Этот случай опроверг самоуверенное заявление Шмуэля, что он "провидец". Позднее Давид поведал об этом в Теилим (118:22): "Камень (имея в виду самого себя), который строители — великие лидеры Ишай и Шмуэль — отвергли, стал краеугольным — основанием еврейской династии".

<> Пророк Иешаяу также проявил гордыню. Узрев Всемогущего на Его Небесном троне в окружении ангелов, он объявил: "Я видел Ашема, восседающим на троне, и лик Его светился" (Иешаяу 6:1). Ашем наказал его за то, что в его словах сквозило высокомерие. Он сказал: "Я снова явлю Себя тебе, и тебе не достанет обычной ясности провидения". Позднее Иешаяу был вынужден спросить: "Кто это выходит из Эдома?" {Иешаяу 63:1).

Упомянутые выше случаи подтверждают: Б-г не желает, чтобы мудрый человек гордился своей мудростью, сильный — своей силой, а богатые — своим богатством.

Моше рассказывал: "Я предупреждал тех, кто отвечал за отбор судей, что назначать на эту должность можно только знатоков Торы, сведущих в алахе. Каждый, кто оправдывает свой выбор такими словами: "Я знаю, что такой-то не является знатоком еврейского закона, но. тем не менее, я предлагаю назначить его, так как он — высокообразованный человек или потому что у него приятные манеры", несет ответственность за искажение справедливости".

Маарша (Coтa 40a) отмечает, что всех общинных лидеров должны назначать мудрецы Торы, а не простые евреи. Хазон Иш в своих письмах пишет, что даже за финансовыми делами ешивы или другого религиозного заведения позволительно надзирать только Б-гобоязненному человеку.

Моше упрекает сынов Израиля за случай с разведчиками

Говоря о грехе разведчиков, Моше подошел к высшей точке своего поучения.

"Двинувшись от Синая, мы пересекли мертвую пустыню, в которой обитали толстые как бревна змеи и огромные — с корабельный нос — скорпионы. Б-r истребил их, обеспечивая вам спокойное и быстрое продвижение к Святой Земле. (Почему тогда вас напутали хананеи? Разве вы не понимали, что Б-г так же уничтожит их?!)

Мы прибыли в Кадет Барнеа, к границе Обетованной Земли. Я сказал вам: "Вот вы видите Землю собственными глазами. Она ваша".

Один человек переехал с юга, где у него были богатые имения, в промышленный город, расположенный на севере страны. Своему маленькому сыну, родившемуся в городе, он часто рассказывал о красоте родных мест. "Когда-нибудь эти прекрасные земли будут принадлежать тебе", — говорил он.

Сын вырос, и отец решил показать ему свои владения. Невозможно описать восторг молодого человека, когда перед ним открылась захватывающая дух картина!

Отец понимал, что слова излишни. Он только произнес: "Все, что ты видишь, твое".

Вот так и Моше во время странствий по пустыне пытался описать сынам Израиля великолепную, плодородную землю, в которую Ашем их вел. Но когда евреи прибыли в Кадет Барнеа и смогли увидеть Эрец Исраэль с вершины Эморейских гор, ему уже не требовалось описывать ее красоту. Он просто воскликнул: "Взгляните на эту Землю собственными глазами!"

Моше продолжал свою речь: "Я убеждал вас не бояться врагов в Ханаане, ибо Б-г обещал лишить их наследства в вашу пользу. Но вы решили, что надо послать разведчиков и обследовать Землю. Маловерные! Вы пересекли полную опасностей пустыню безо всяких разведчиков; зачем они вам понадобились теперь, когда мы уже готовились вступить в Землю?!

Ничто не могло скрыть ваши греховные намерения: вместо того, чтобы отправить для совета делегацию старейшин, вы подошли ко мне как неуправляемая толпа.

Вы приводили множество доводов, пытаясь замаскировать недостаток веры в слово Б-га. Вы заявляли, что разведчики нужны, чтобы изучить, каким путем идти и какие города брать приступом; узнать, на каком языке здесь говорят; найти место, где хананеи прячут свои сокровища; выяснить, каким идолам они поклоняются (чтобы знать, что разрушать).

Я понимал, что ваши просьбы безосновательны, но уступил. Я надеялся, что, согласившись, заставлю вас отказаться от затеи с разведчиками". Аргументация Моше становится понятной из следующей притчи.

Один человек решил купить подержанный автомобиль и пришел на дешевую распродажу. Осмотревшись, он вскоре нашел подходящую машину.

"Каково состояние машины?" — спросил он продавца.

"Она определенно стоит этих денег, — ответил тот. — Она, быть может, не столь элегантна, но не подведет в пути".

"Сколько она прошла?" — спросил покупатель.

"О, совсем немного". "Я могу совершить пробную поездку?" "Безусловно", — отвечал продавец. "Но вы, очевидно, не позволите мне отъехать на большое расстояние?" — осведомился покупатель. "Вы можете проехать столько душе угодно". "Могу я привести своего механика, чтобы проверить мотор, трансмиссию и электрическую часть?"

"Вне всякого сомнения. Пожалуйста, я вполне уверен в этой машине".

После длительных и подробных расспросов покупатель убедился, что продавец ничего от него не скрывает. Он заплатил назначенную цену и сел в свою машину.

Так и Моше надеялся, что, согласившись с планом евреев, он убедит их в бессмысленности отправки разведчиков и, тем самым, заставит отказаться от пагубной затеи.

Моше продолжал: "Когда вы настояли на своем, я избрал по одному человеку от каждого колена (но только не от колена Леви, не требовавшего отправки разведчиков). Я убеждал разведчиков принести хорошие вести, но они вернулись с ложными сообщениями. Только Иеошуа и Калев превозносили Землю.

Вы поверили нечестивцам! Придя в свои шатры, вы подхватили маленьких сыновей и начали причитать: "Горе вам, несчастные! Враги скоро убьют вас, захватят в плен или пригвоздят к столбам!" Вы плакали над своими маленькими дочерьми: "Вас убьют или, что еще хуже, опозорят!"

Вы говорили злые слова: "Если Б-r любит нас, зачем Он вывел нас из Египта, орошаемого потоками рек, и привел в безводный Ханаан, где мы будем зависеть от дождевой воды".

Нецив в своем комментарии Архев Дакар отмечает: Тора уделяет особое внимание жалобе евреев на то, что Ашем ненавидит их, чтобы успокоить евреев в изгнании. Предвидя, что во время длительного изгнания неевреи и даже некоторые евреи заявят, что Б-r отвергает их. Тора особо подчеркивает, что поколение пустыни тоже роптало, оказавшись в тяжелых обстоятельствах. Моше объясняет это их ограниченными представлениями о Б-жественной справедливости На самом деле любовь Ашема к сынам Израиля неизменна.

"Б-г объявил, что Он любит вас. Ваши слова доказали, что сердца ваши не были до конца с Ним еще со времени Исхода.

Вы оправдывали свою веру в клевету разведчиков: "Наш учитель Моше, мы бы отвергли это известие, услышав его от чужих людей, но его принесли наши братья, которым не безразлично благополучие своего народа. Они предупредили нас: "Жители этой земли сильны, а их города укреплены, как сами Небеса, потому что Всемогущий не лишал эти народы охраны ангелов. Там же мы видели могучих гигантов".

Вы даже приводили такой довод: "Тора предписывает нам верить показаниям двух свидетелей. Насколько же убедительны показания десятерых наших собратьев!" Но вы ошиблись. Вы не должны были верить словам разведчиков, ибо Сам Б-г назвал эту Землю благодатной н обещал помощь в ее завоевании.

Я возражал вам: "Тот, Кто совершал чудеса в прошлом, совершит их вновь". Разве Всемогущий не показал Своей огромной любви к вам, неся вас через пустыню на Облаках Славы? (Среди прочих чудес Облака переносили на себе еврейских праведников, так что им не приходилось идти по пустыне пешком.)

Б-г обращался с вами, как заботливый отец с маленьким сыном. Он нес вас, как отец несет дитя на своих плечах, оберегая его от малейшей опасности. Но вы десять раз согрешили против Него в отличие от своего праотца Авраама, который оставался верным Ему в десяти испытаниях.

Когда вы разгневали Его в десятый раз, отправив в Землю разведчиков, Б-г объявил: "Поколение, которое отвергло Эрец Исраэль, не станет обладать ею; оно умрет в пустыне. Только Иеошуа и Калев, которые возжелали Обетованную Землю, войдут в нее".

Позднее (у вод Меривы) Б-г разгневался на меня из-за вас, ибо (как и в случае с разведчиками) у вас не доставало веры в Него. Тогда Б-г постановил: "И ты, Моше, не войдешь в Эрец Исраэль!"

Однажды учитель пригласил группу учеников на частный урок к себе домой. Во время занятий один ученик развязно шепнул другу "Ты обратил внимание на дочку учителя? Вот уж не из красавиц!"

Услышав это, учитель в ярости выгнал наглеца.

В следующий раз на занятия была приглашена другая группа учеников. Когда мимо проходила дочь учителя, один из учеников прошептал: "Сколь прекрасна его дочь!"

"Вон из моего дома! — закричал учитель. — Ноги твоей больше здесь не будет!"

Удивленный ученик воскликнул: "Простите меня, но что я сделал плохого? Вы одинаково поступаете и с теми, кто очерняет вашу дочь, и с теми, кто восхищается ею".

В том же духе Моше упрекал Общину Израиля: "Б-г не допустил меня в Эрец Исраэль, хотя я восхвалял ее всю жизнь. Я описывал вам ее, как прекрасную Землю. Я стремился войти в нее и молил получить разрешение на это. Я доказывал Всемогущему: "Если Ты отвергнешь мои мольбы, народу покажется, что ты одинаково обращаешься с праведником и злодеем. В итоге будет осквернено Твое Великое Имя". Тем не менее Б-г постановил, что я также умру в пустыне.

Почему Моше в середине рассказа о грехе разведчиков упомянул о своем неподчинении приказу Б-га у вод Меривы? Это упоминание было частью его упрека. Он обвинял поколение в недостатке веры в Ашема. Именно по этой причине люди сомневались, что Моше совершит чудо и добудет воду из скалы. Таким образом, он умер в пустыне из-за них (Рамбан).

Калев восхвалял Землю, и Б-г наградил его, дав в наследие город Хеврон.

И он, и Иеошуа были допущены в Эрец Исраэль; Иеошуа—в качестве вождя. Б-г постановил также, чтобы ваши дети — в противовес вашим страхам, что они попадут в руки врагов,— в целости и сохранности вошли в Святую Землю".

Моше рассказывает о случае с маафилим

Когда Моше пересказывал эпизод с еврейскими воинами, которые хотели силой прорваться в Эрец Исраэль (маафилим), он особо подчеркнул, что их поражение явилось не результатом военного превосходства противников, а Б-жественным наказанием.

Моше рассказывал: "Я приказал вам повернуть обратно в пустыню. Вы отвечали: "Мы согрешили перед Ашемом. Позволь нам тотчас же выйти на битву с врагами". Вы подготовились к сражению, но Всемогущий предупредил меня: "Скажи им, чтобы они не начинали войну. Их ждет поражение, ибо среди них нет Моей Шехины. Я передал вам Его слова, но некоторые из вас отказались подчиниться и взошли на гору на границе Эрец Исраэль.

Но тотчас же появились жившие там эморейцы, подобные рою пчел. Когда вылетает одна пчела, за ней следует и весь рой. Вот так и эморейцы вылетели, как рой пчел, и победили вас. Но тут же погибли сами: так пчелы тратят все свои жизненные силы на то, чтобы ужалить человека, а затем погибают. (Таким образом стало очевидным, что Б-г предопределил эти события).

Вы все рыдали, но Б-г не принял ми ваших слез, ни ваших молитв. Вы заставили его действовать так, как если бы Он был жестоким. Он не мог отменить Свое подтвержденное клятвой повеление о том, что вы все должны умереть в пустыне.

Затем Б-г позволил вам отдохнуть на следующей стоянке. Кадет, девятнадцать лет, вместо того чтобы вести вас дальше в пустыню".

Ашем запрещает покорение Сэира, Амона и Моава

Затем Моше объяснил, почему Б-г не разрешил евреям покорить народы Сэира, Амона и Моава, когда на сороковой год странствия сыны Израиля подошли к их границам. Вступающему в Эрец Исраэль поколению было важно осознать, что эти земли необходимо миновать не потому, что Сыны Израиля не в состоянии завоевать их, а потому что у Б-га были особые соображения позволить этим народам выжить.

1. С э и р (другое название: Эдом)

Моше рассказывал: "Когда мы подошли к земле Сэир, в которой жили потомки Эсава, Б-г приказал мне: "Вы можете пройти через их землю, но остерегайтесь нападать на них! Хотя Я пообещал Аврааму, что его потомки наследуют землю десяти народов и Сэир среди них, вы потеряли право на это, ибо согрешили. Вы овладеете землями Эсава во времена Машиаха.

— каком грехе идет речь? Маек иль леДавнд, комментатор Раши, поясняет от имени Аризаля, что сыны Израиля утратили первоначальное право на завоевание земель всех десяти народов, соорудив золотого тельца. Этот грех будет искуплен полностью только во времена Машиаха.

Более того, потомки Эсава до сих пор получают награду за то, что их отец почтил своего отца, и поэтому вы не можете причинить им вреда. Б-г платит Эсаву долг в ЭТОМ мире, чтобы устранить его из Мира Грядущего.

Награда за исполнение заповеди зависит от помыслов исполняющего ее человека. Тот, кто соблюдает заповеди в отношении ближних — например, почитание родителей или раздачу цедаки бедным — только ради удовлетворения инстинктивных человеческих чувств, а не потому, что так повелел Б-г, получает награду в этом мире. Эсав, оказывая почести Ицхаку, руководствовался именно такими мотивами. Следовательно, он не получил долю в Грядущем Мире, но был награжден в этом мире.

Из этого мы можем понять, сколь велика награда за почитание родителей. Б-г запретил сынам Израиля нападать на потомство Эсава только потому, что несколько столетий тому назад Эсав оказал почести своему отцу.

Всемогущий сказал мне: "Пока вы идете по земле Сэира, ничего не берите у них силой. Если вы захотите хлеба или воды, то должны купить их".

У вас много денег, ибо Б-г снабдил вас всем, что необходимо путникам. Даже в пустыне, где не у кого купить пиши, вы ни в чем не испытывали недостатка, так как ман приобретал любой желаемый вами вкус".

Ашем — щедрый хозяин.

Обычно, приглашая гостя к столу, хозяин старается подать лучшее угощение. Если гость появляется и на следующий день, ему предлагают остатки праздничной трапезы и менее изысканные закуски. На третий день его угощают молочными блюдами. Чем дольше гость остается в доме, тем более простую пищу подают ему (ибо он уже считается членом семьи, а не гостем).

Однако Б-г неизменно был щедр к сынам Израиля в пустыне, Моше напомнил евреям: "Даже спустя сорок лет с вами обращались в пустыне так же, как и в самый первый год. Ашем неизменно снабжал вас маном, самой прекрасной едой".

Моше не упомянул здесь, что произошло, когда евреи попросили разрешения пройти через земли Эсава. Эдомиты отказались гарантировать беспрепятственный проход евреев и подготовили свою армию к войне. Тогда евреи обошли землю Сэир.

Когда Всемогущий первоначально приказал Моше двинуться в сторону земли Сэир, Он добавил: "Поверните на Север" (2:3).

Мидраш считает, что в этих словах заключен мудрый пророческий совет всем поколениям в изгнании:

Ашем советует еврейскому народу: "Когда Эсав, который представляет нееврейские нации, противостоит вам, не отвечайте военной силой. Лучше скройтесь, пока его гнев не утихнет".

Слово цафона — "к Северу" в этом случае означает "спрячьтесь" как произведенное от иафун —"спрятанный").

Тем не менее евреи спросили Всемогущего: "Господин Вселенной, куда же мы денемся от неевреев? Отец Эсава благословил его: "Ты будешь жить за счет своего меча", и Ты, казалось, согласился с ним".

Ашем отвечал: "Найдите убежище в Торе. Углубившись в ее изучение, вы выдержите нападение Эсава".

Истинность такого подхода Торы подтвердила история. Именно он спас еврейский народ от исчезновения — судьбы, постигшей другие древние нации. Перед разрушением Второго Храма раби Иоханан бен Закай просил римского императора: "Позволь нам изучать Тору в Явне". Таким образом еврейский народ смог выжить. Тора предписывает нам "нести бремя галута", ибо мы не избавимся от него вплоть до прихода Машиаха.

2. М о а в

Моше продолжал рассказ: "Следуя вдоль южной границы Сэира и все еще продвигаясь на восток, мы достигли Моава.

В стихах (2:10-12) далее дается описание наций, которые населяли Моав и Сэир до того, как их изгнали потомки Лота и Эсава. Зачем Тора упоминает прежних обитателей этих земель?

Тур объясняет, что эти стихи должны предупредить евреев, чтобы они уважали территориальные права, которыми Б-г провиденциально наделил другие народы. Всемогущий желал, чтобы потомки Лота владели Моавом, Он помог им изгнать могущественных гигантов (моавитяне называли их эймим — "наводящие страх", ибо они наводили страх на всех, кто видел их). Таким же образом Б-г предназначил землю Сэир потомкам Эсава и поэтому помог им изгнать могущественных хорейцев.

Тора добавляет, что, так же как Он требовал от евреев уважать наделы Сэира и Моава и запрещал им нападать на эти народы, Ашем воспрепятствует другим нациям изгнать евреев из Эрец Исраэль с тех пор, как они вступили во владение ею.

"Я был совершенно уверен в том, что мы должны напасть на Моав, ибо я рассуждал так: "Б-г приказал вести войну против мидьянитян, так как те помогали моавитянам склонять наших мужчин к прелюбодеянию и поклонению идолам. Без сомнения, моавитяне, которые были главными действующими лицами этого плана, должны быть уничтожены".

Но Б-г возразил мне: "Твои мысли не есть Мои мысли; не губи Моав. Однако ты можешь напугать их и взять трофеи".

— том, почему Всемогущий защитил Моав, вы узнаете из следующего раздела, в котором рассказывается о запрете нападать на Амон.

3. Амон

Моше продолжал: "Тем временем мы подошли к границам Амона. Всевышний предупредил меня: "Не нападай на Амон. Ты даже не можешь пугать их, хотя Я разрешил тебе напугать моавитян".

В Торе (Дварим 2:20-23) содержится предупреждение сынам Израиля уважать территориальные права Амона, ибо Сам Всемогущий наградил их. Ради амонитян Он изгнал рефаим, могучую нацию гигантов, которых те называли замзумим. Тора объясняет, что если Б-г желал, чтобы евреи получили землю народа, на который им запрещено было нападать. Он делал так, что эта земля попадала в руки других народов, против которых сынам Израиля разрешалось вести войну. Например, Он сделал так, что запрещенная евреям земля эвим, потомков Авимелеха, с которым Авраам заключил завет, попала в руки кафторов (Тур).

Почему Ашем запретил евреям идти войной на Моав и Амон?

<> И Моав, и Амон были потомками Лота, ради заслуг которого они были пощажены. Когда Лот сопровождал Авраама в Египет и Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдал себя за брата Сары, Лот сохранил эту тайну. Скрыв истинную личность Авраама, Лот спас ему жизнь и, тем самым, спас жизнь его потомкам.

Мидраш превозносит величие заслуги помощи праведнику. Эта заслуга распространяется не только на лицо, совершившее достойный поступок, но и на его потомков в будущих поколениях.

<> Б-г посчитал, что прародительницы Моава и Амона посвятили себя благополучию человечества во времена (Его) гнева.

В середине ночи на электростанции произошло короткое замыкание, и весь город погрузился во тьму. Большая часть горожан даже не заметила этого, так как люди крепко спали. Но заводы, работавшие в ночную смену, остановились; пекарни тоже были вынуждены прекратить работу.

Владелец самой большой городской пекарни был обеспокоен: ведь на следующее утро город мог остаться без хлеба.

Поэтому он распорядился: "Все продолжают работать. Используйте свечи, фонари — все, что есть под рукой".

Утром на прилавках магазинов, как обычно, лежал свежеиспеченный хлеб. Но —увы! — он не годился в пищу. При тусклом освещении пекари перепутали мешки: грубая второсортная муха была принята за белую, соль — за сахар, пекарский порошок — за соль.

Против владельца пекарни возбудили уголовное дело. Но суд — в качестве исключения — вынес оправдательный приговор на том основании, что продукция изготавливалась в недопустимых условиях только с одной целью: чтобы люди не голодали.

Вот так и Б-г решил уберечь от уничтожения потомков дочерей Лота. Конечно, дочери Лота совершили кровосмешение, но они хотели спасти человеческую расу, ибо после истребления порочных городов Сдома, Аморы, Адмы и Цвоима вся округа опустела. Дочери Лота были уверены, что, как во времена Ноаха, все человечество погибло. Поэтому они считали свои действия правильными.

Хотя Б-г запретил идти войной против Амона и Моава, тем не менее Он разрешил евреям напугать моавитян. Почему?

Причина в том, что старшая дочь Лота проявила бесстыдство, назвав сына, рожденного от запрещенной связи, Моавом (что означает "порожденный отцом"). А младшая дочь сохранила тайну, дав сыну имя Бен Ами (сын моего народа). За свою скромность она получила награду: Ашем запретил сынам Израиля причинять вред ее потомкам — амонитянам.

<> Б-г запретил Моше уничтожать Амон и Моав ради двух великих людей, которые выйдут из этих народов: из Моава — Рут, прародительница дома Давида, а из Амона — Наама, мать царя Рехавама.

Тора не говорит о том, что произошло, когда евреи подошли к границам Амона и услышали от Б-га, что им запрещено воевать с этим народом. Об этом, как бы между прочим, упомянуто в книге Шофтим:

Во времена судьи Ифтаха (через триста лет после смерти Моше) жившие по соседству амонитяне нападали на евреев.

Ифтах отправил послание царю Амона: "Почему вы напали на нас без всякой причины?"

Царь Амона так отвечал посланцам Ифтаха: "Я требую обратно земли от реки Арнон до Ябока и до Иордана, которые вы отвоевали у меня после Исхода из Египта. Отдайте мне эти земли миром, дабы не было войны между нашими народами!"

Ифтах опроверг притязания царя такими доводами:

"1. Евреи никогда не покоряли земель, принадлежащих Амону или Моаву (так как Б-г запретил евреям воевать с ними). Наоборот, они направляли царям обоих государств мирные послания, прося только о разрешении пересечь их земли. И даже получив отказ, не напали ни на одну из этих стран, а пошли другим маршрутом.

2. Земли, на которые вы претендуете, были отобраны у вас силой эморейским царем Сихоном. Сыны Израиля позднее отвоевали их у Сихона, предложив ему вначале мир. Он отверг это предложение, после чего началась война.

3. Как было известно всем народам после Исхода из Египта, завоевания, которые осуществляли сыны Израиля, направлялись Б-жественным повелением.

4. Почему ты, царь Амона, требуешь вернуть эти земли через триста лет после Исхода, хотя даже в те давние времена все народы признавали евреев их истинными владельцами9

Совершенно очевидно, поэтому, что ты начал несправедливую войну".

Невзирая на хорошо обоснованный ответ Ифтаха, царь Амона отказался выводить войска. Тогда Ифтах вышел навстречу ему со своей армией. Дух Ашема придал ему сверхъестественную силу, евреи разбили нападавших и. в конце концов, полностью покорили амонитян.

Моше рассказывает о победе над Сихоном и его армией

Напомнив евреям, что они воздерживались от нападения на Сэир, Амон и Моав, только подчиняясь воле Б-га, а не из-за своей слабости, Моше начал рассказывать о победе над эморейским царем Сихоном, — действии, которое было одобрено Ашемом:

"Всемогущий приказал мне: "Перейдите реку Арнон. Я обещаю вам победу над эморейским царем. Отныне, Моше, я сделаю твое имя известным всему миру, совершая для тебя невероятные чудеса" (Ашем имел в виду чудо остановки солнца, о чем будет рассказано далее).

Я послал к Сихону гонцов с просьбой разрешить нам пройти с миром через его страну. Однако Сихон вывел против нас свою армию (Ашем придал ему храбрости, так как порочность Сихона достигла предела, и в дальнейшем, как предвидел Ашем, он не породит праведных потомков).

Могучий гигант Сихон был настолько уверен в победе, что даже не удосужился призвать для совместных действий своего единоутробного брата Ога и его армию.

Мы разбили гиганта Сихона и его не менее могучего сына. Мы победили воинов, овладели городами эморейцев и уничтожили их жителей. День битвы был отмечен в истории, ибо Ашем остановил в этот день солнце на небосводе".

Всемогущий останавливай солнце на небе ради трех праведников:

<> Моше; когда Моше бился с Сихоном, Б-г остановил движение солнца, увеличив продолжительность дня. Благодаря этому невероятному чуду слава о Моше разлетелась по всему миру. Всемогущий совершил это чудо незадолго до смерти Моше, ибо тот истово молил Ашема о разрешении войти в Эрец Исраэль, где бы он мог освятить Б-жественное Имя. Вместо этого Ашем даровал ему чудо, повлекшее за собой кидуш Ашем во всем мире. Это чудо заставило все народы бояться сынов Израиля и облегчило им завоевание Святой Земли.

<> Во времена Иеошуа чудо было еще более великим. Вскоре после того, как гивеониты стали союзниками евреев, на них напали пять эморейских царей. Гивеониты поспешно отправили к Иеошуа гонцов с просьбой о помощи.

В четверг вечером Иеошуа собрал своих воинов и прошел с ними ночью от Гилгаля, где они стояли лагерем, до Гивона. Рано утром на следующий день евреи внезапно напали на эморейскую армию.

Убегавших в смятении эморейских воинов Б-г осыпал градом камней с Небес. Сыны Израиля бросились в погоню, чтобы окончательно разбить врагов, и Иеошуа вдруг понял, что в этом случае битва продолжится в Шабат. Чтобы отсрочить наступление Шабата, он решил остановить движение солнца по небосклону. (Хотя разрешено осквернять Шабат в ходе войны, начатой по Б-жественному повелению, все же Иеошуа предпочел избежать хилуль Шабат (осквернения Шабата), ибо то была война не во имя завоевания Эрец Исраэль, а ради помощи союзникам.)

Подняв руки к небу, Иеошуа произнес Великое Имя Б-га и приказал: "Ты, солнце, обращенное к Гивону, замри, и ты, луна, глядящая в долину Аялона, стой!"

И отвечало солнце: "Кто ты такой, чтобы приказывать мне остановиться? Совершая свое движение по небу, я неустанно пою гимн Ашему. Осмелишься ли ты сделать так, чтобы я замолчало? Кроме того, я не послушаюсь твоих приказаний, так как Ашем создал меня на четвертый день Творения, а тебя, человека, только на шестой!"

Иеошуа возразил: "Ты можешь замолчать ради меня, ибо я никогда не прекращаю произносить слова Торы. Более того, не бойся, я спою гимн Ашему вместо тебя. А что касается твоего довода, что ты старше меня, то молодой хозяин может приказывать своему пожилому слуге".

Малбим (Иеошуа 10:12) поясняет, что, говоря словами Мидраша, каждый элемент творения "поет гимн Ашему", исполняя свое предназначение. Таким образом, регулярно сменяющие друг друга восход и заход солнца подтверждают мудрость Создателя: "Небеса рассказывают о Б-жествеиной славе, и твердь возвещает о творении Его рук" (Теплим 19:2). Если естественный ход солнца нарушен, то оно уже не может выполнять предназначенной ему в Творении роли и гармоничная песнь, которую поет вся природа, будет расстроена.

Иеошуа оправдывался, заявляя, что он полномочен нарушить солнечный цикл, так как "он споет песнь вместо солнца", — то есть кидуш Ашем, достигнутый чудом, по своей силе превзойдет песнь солнца, которое возвеличивает Имя Всемогущего исполнением естественного предназначения.

Этот особенный канун Шабата длился 36 часов. Он завершился лишь тогда, когда сыны Израиля окончательно победили своих врагов.

Никогда раньше и никогда впоследствии мир не наблюдал чуда остановки движения солнца на такой длительный срок (во времена Моше солнце остановилось только на несколько часов). Так осуществилось древнее предсказание Яакова в отношении его внука Эфраима. "И его семя (имеется в виду Иеошуа) достигнет всемирной известности (Берешит 48:19).

<> Накдимон бен Гурион. Богатый человек по имени Бонни жил в эпоху перед разрушением Второго Храма. Позднее он стал известен как "Накдимон" в результате следующего происшествия.

Однажды случилась засуха. Евреи, пришедшие на праздник в Храм, не могли найти питьевой воды нигде в Иерусалиме. Богач Бонни отправил послание влиятельному римскому вельможе, проживавшему в окрестностях города (тогда римляне управляли страной): "Одолжи мне двенадцать цистерн воды. Я отдам тебе столько же к назначенному сроку либо заплачу двенадцать кикаров серебра. (Бонни думал: "Возможно, Всемогущий дарует дождь во имя заслуг двенадцати колен. Если нет, то я буду молиться".)

Когда подошел день расплаты, вельможа утром отправил к Бонни требование либо вернуть воду, либо заплатить деньги. "День еще долог", — отвечал Бонни. Второй гонец появился в полдень, а после полудня — пришел и третий, но Бонни продолжал настаивать, что срок расплаты еще не подошел.

Услышав это, вельможа издевательски заметил: "Неужели он думает, что после целого года засухи вдруг пойдет дождь?" В превосходном настроении, предвкушая скорое обогащение, он отправился в баню. (Этим он проявил свое презрение к тяжелому положению евреев, которым предстояло заплатить тонны серебра за питьевую воду, в то время как он сам бултыхался в воде.)

Тем временем Бонни пошел в Храм. Завернувшись в талит, он молил Всемогущего: "Царь Вселенной, Ты знаешь, что я занял воду не ради собственного возвеличивания или славы семьи, а лишь ради Твоей славы, —чтобы тот, кто пришел в Храм на праздник, получил питьевую воду. (Если сейчас они страдают от жажды, то в будущем откажутся исполнять заповедь посещения Храма по праздникам.)"

И тотчас на небе появились облака, и пролился сильный дождь, заполнивший все колодцы. Двенадцать цистерн римского вельможи наполнились так, что вода переливалась через край.

Когда Бонни возвращался из Храма, он встретил вельможу, идущего из бань. Улыбаясь, Бонни заметил вельможе: "Похоже, что теперь ты должен мне деньги, так как твои резервуары переполнены". Вельможа гневно возразил: "Я знаю, что твой Б-г дал дождь ради тебя, но ты все равно должен заплатить мне. Смотри, солнце уже село, и день миновал! Твой дождь начался слишком поздно".

Бонни снова вернулся в Храм и, облачившись в талит, стал умолять Всевышнего: "Царь Вселенной, покажи, что у Тебя есть возлюбленные в этом мире! Даруй мне еще одно чудо". Порывистый ветер разогнал тучи. Засветило солнце, лишившее вельможу права требовать деньги. После этого Бонни стали называть "Накдимон" (человек, ради которого засветило солнце).

Приведенные выше мидраши открывают, что великие праведники могут управлять силами природы, подобно Самому Всемогущему (ибо природа была создана, чтобы служить праведнику). В частности, Моше назван в кабалистических книгах "Властелином Природы", ибо он достиг высочайшего уровня совершенства.

Моше рассказывает, как евреи победили Ога и завоевали его царство

Моше рассказывал: "Когда мы повернули на север к землям Башана, наводящий страх гигант Oг со своей хорошо обученной армией выступил против нас.

Предыдущей войны против Сихона я не страшился, предвидя его поражение; ведь у него не было заслуг, которые могли бы его защитить. Однако Ог очень беспокоил меня. Он помог праведнику Аврааму, принеся ему весть о пленении Лота. Может быть, эта заслуга спасет его?

А тем успокоил мои страхи уверением: "Тебе не следует бояться, ибо Я трижды обещал Огу, что он попадет в твои руки:

1. Oг сообщил Аврааму о пленении Лота только для того, чтобы вовлечь его в конфликт, который будет стоить ему жизни; так он хотел добыть для себя Сару. Тогда Я обещал: "Злодей, ты попадешь в руки потомков Авраама".

2. Авраам пригласил Ога на торжество по случаю обрезания Ицхака. Другие гости спросили Ога: "Разве ты не насмехался над Авраамом и Сарой, сравнивая их с бесплодными деревьями у источников?" Взглянув на малыша Ицхака, лежащего в колыбели, Or сардонически отвечал: "Вы говорите об этом ребенке? Я могу убить его одним пальцем". Тогда Я решил наказать его поражением в битве с потомками Ицхака.

3. Яаков встретил Ога при дворе фараона, другом которого тот был. Фараон представил Яакова: "Это внук Авраама, который, как ты утверждал, никогда не произведет потомства". В гневе Or сглазил Яакова и его потомков. Тогда Я вновь подтвердил: "Однажды они победят тебя".

Ог приготовил огромную скалу, чтобы сбросить на нас, но Б-г остановил его. Я уничтожил Ога, произнеся Великое Имя. Будучи неопытными воинами, мы победили армию Ога и завоевали его царство на восточном берегу Иордана с шестьюдесятью укрепленными городами (не считая неукрепленных).

Ашем обещал отдать потомкам Авраама землю рефаим (расы гигантов). Когда мы убили Ога, последнего представителя рефаим в Башане, и завоевали его землю, исполнилось Б-жественное обещание.

Oг был так огромен, что пользовался только железной мебелью, так как деревянная не выдерживала его веса. Когда мы победили рефаим (2:21), амонитяне захватили железный остов его кровати и поместили его в специальный музей, как доказательство небывалой силы Ога".

Мешех хохма предполагает, что этой кровати могли поклоняться, так как считалось, что неимоверная сила Ога имеет Б-жественное происхождение. Поэтому Тора подчеркивает, что Or был человеком, остатком могущественной расы рефаим, жившей еще до Потопа.

Почему Тора так много внимания уделяет силе Ога? Только ради того, чтобы рассказать о великом чуде, свершившемся, когда Б-г помог Моше победить гиганта.

По той же причине рассказано о филистимском гиганте Гольяте (Голиафе), чей рост был более шести локтей (около трех метров). Он носил тяжелые медные доспехи и копье толщиной с ткацкий навой (7 Шмуэль 17:4). Почему в Писании так детально описаны рост Гольята и его доспехи? Чтобы подчеркнуть величие Давида, которому Ашем помогал в битве с могучим гигантом.

Моше рассказывает о разделе наделов на восточном берегу Иордана и о своих предостережениях двум с половиной коленам

Моше сказал в заключение: "Земли на восточном берегу Иордана, которые мы отвоевали у Сихона и Ога, я разделил между коленами Реувена, Гада и половиной колена Менаше. Я предупреждал их: "Хотя вы и получили свою долю на этом берегу, вы не должны здесь оставаться. Вы являетесь могучими воинами, так идите же впереди сынов Израиля при пересечении Иордана и помогите им завоевать Землю!"

Я ободрял своего преемника Иеошуа: "Ты видел, что Всемогущий сделал с Сихоном и Огом. Верь, что подобным же образом Он предаст в ваши руки и тридцать одного ханаанского царя".

Почему Моше мог укорять свое поколение надлежащим образом?

Раздел Дварим представляет собой длинное поучение, критикующее все аспекты неправильного поведения сынов Израиля в прошлом. Среди еврейских лидеров иоследующих эпох только Иеошуа, Шмуэль и пророки были в состоянии наводить порядок с такой же эффективностью.

Почему же вожди в более поздние времена не могли делать надлежащих упреков?

Р. Тарфон утверждал: "Сомневаюсь, что среди . нашего поколения найдется человек, способный высказать надлежащий укор". (Ибо если говорящий указывает на грех, слушатели отвечают: "Ты виноват в том же". Более того, люди будут невосприимчивы к словам, если у них нет уверенности, что упрекающий говорит "во имя Неба".)

Рабби Элазер бен Азария добавил: "Я сомневаюсь, что среди нашего поколения есть человек, способный воспринять упрек надлежащим образом". (Поэтому человек освобождается от необходимости сделать укор, ибо нельзя увещевать леца — насмешника, шута, — не воспринимающего упрек всерьез.) Рабби Акива говорил: "Думаю, что среди нас нет никого, кто бы мог высказать упрек так, чтобы не пристыдить слушателей".

Мы видим, что высказывание поучительного упрека — своего рода искусство, которым мало кто владел даже во времена наших мудрецов. Чтобы слушатели восприняли упрек, выступающий должен быть образцом праведною поведения и говорить искренне. Вплоть до недавнего времени у нас были на/яды, люди, способные заставить слушателей обратить внимание на заповеди, которыми пренебрегают. Недостаток упрека очень остро ощущается сегодня в еврейских обшинах.

Моше и пророки не боялись заострять внимание на пороках общины. Они произносили слова "во имя Неба", а жизнь их являла собой образец праведности. Поэтому слушатели сердцем принимали их увещевания.

Почему Моше, относившийся к сынам Израиля с любовью, указывал на их грехи, а языческий пророк Билам, ненавидящий их, воздавал им хвалу? Разве едкие высказывания или укоризненные поучения раздела Дварим не пристали более Биламу, и не лучше ли было бы, чтобы Моше воскликнул: "Как прекрасны твои шатры, о Яаков!"?

Мидраш указывает на две причины, по которым Моше обращался к сынам Израиля резко, а Билам с симпатией:

1. Считаем мы чье-либо мнение достоверным или нет, зависит от нашего доверия к говорящему. Поэтому Писание упоминает следующие заявления, сделанные от имени людей, заслуживающих доверия:

— Услышав о событиях Исхода, тесть Моше Итро признал: "Теперь я знаю, что Ашем — это истинная сила!" Если бы это сказал еврей, слушатель мог бы подумать: "Эти слова меня не убеждают, так как сказаны человеком, которого приучили верить Ашему и который не знает иной веры". Но вывод, сделанный Итро, в прошлом жрецом идолопоклонников, который изучил все существовавшие тогда культы и религии, заслуживает доверия.

— Царь Шломо объявил: "Суета сует; все (земные дела) — суета" (Коэлет 1:1). Если бы эти слова сказал бедняк, мы бы подумали: "Не удивительно, что он так говорит; он не знает всего, что можно приобрести за деньги!"

Однако эти слова принадлежат царю Шломо, который был так богат, что серебро по ценности приравнивал к обыкновенным камням (/ Мелахим 10:21). Уж если он заявил, что ни одно из земных удовольствий не обладает вечной ценностью, то ему можно верить.

— Царь Нэвухаднэцар утверждал: "Все обитатели земли — ничто перед Ним; Он следует Своей Воле среди небесных сил и среди обитателей земли; и никто не может остановить Его Руку и сказать Ему: "Что же Ты делаешь?" (Даниэль 4:32).

Услышав эти слова от обывателя, мы могли бы подумать: "Он никогда не правил даже городом, не говоря — о царстве. Что он может знать об умении управлять?" Но это сказал Нэвухаднэцар, могущественный властелин, который повелевал даже зверями в поле и птицами в небе (Даниэль 2:38). Даже он должен был признать ничтожность своей власти в результате следующих событий.

Упиваясь своей властью, Нэвухаднэцар объявил себя божеством. Он заявил: "Моим жилищем должны быть небеса, а не земля; там я должен обитать с другими полубогами". Нэвухаднэцар приглашал к себе царей-союзников и вместе с ними предавался самым разнузданным порокам.

Поэтому Всевышний послал Нэвухаднэцару сон, предупреждающий о грядущем наказании. Правитель не смог сам раскрыть его смысл и призвал Даниэля, который истолковал сон так:

"Тебе не следует дальше жить с земными существами, ибо ты объявил, что их общество тебе не подходит. Вместо этого тебе надо жить с животными в полях, есть траву подобно скоту и освежаться росой Небес. Так будет продолжаться семь лет, пока ты не поймешь, что Величайший правит царством людей и доверяет его тому, кому пожелает".

Даниэль посоветовал царю добрыми поступками вернуть себе милость Небес. Нэвухаднэцар прислушался к совету пророка и приказа! на двенадцать месяцев открыть свои сокровищницы для бедняков. Но через год яркие образы сна потускнели, и он перестал кормить их.

Однажды, проходя по дворцу, он услышал на улице неимоверный шум.

"Что означает этот шум?" — спросил он у рабов. "Ваше Величество, — отвечали те, — бедняки требуют хлеба". Нэвухаднэцар отвечал высокомерно: "Если я буду тратить деньги бездумно, то как смогу укрепить Бавель (Вавилон), провинцию, которую я выстроил как царскую резиденцию ради своего возвеличивания?"

Не успел он произнести эти слова, как Небесный Голос провозгласил: "Злодей, тебе придется испытать величайшее падение. Ты будешь отрезан от людей, соединишься со зверями в полях и будешь вынужден есть траву как скот. Так ты проведешь семь лет, пока не научишься признавать, что Величайший правит царством людей и Он дает его тому, кому пожелает".

Слова Б-га исполнились тотчас же. Нэвухаднэцар был изгнан в пустыню, где, потеряв рассудок (у него осталось только слабое воспоминание о том, что когда-то он был великим царем, и он осознавал свое унижение), пасся вместе с животными и жил с ними под открытым небом, пока волосы его не стали подобны орлиным перьям, а ногти — птичьим когтям.

Впоследствии Б-r вернул ему рассудок, возвратил на трон и возвеличил еще более, чем прежде. Но теперь образ мыслей Нэвухаднэцара изменился. Он объявил: "Я, Нэвухаднэцар, восхваляю, превозношу и почитаю Царя Небес, Чьи творения истинны и Чьи пути справедливы; Который может унизить тех, кто шествует высокомерно" (Даниэль 4:34).

Мы можем полагаться на истинность заявления Нэвухаднэцара, ибо он познал на собственном опыте, что Б-г — всемогущ; только Он наделяет смертных силой или почестями.

Приведенные примеры поясняют, почему Б-r заставил Моше укорять евреев, а Билама — восхвалять их.

Если бы благословения Билама произнес Моше, люди могли расценить их как предвзятые, говоря друг другу: "Конечно же, вождь восхваляет свой народ!" Поэтому самые великолепные благословения, которыми когда-либо был одарен еврейский народ, Б-г вложил в уста Билама, заклятого врага евреев. Уж если даже он восхвалял их, то все должны признать их величие!

И наоборот, если бы Билам укорял евреев, его слова не побудили бы их к раскаянию. Зная, что он ненавидит сынов Израиля, евреи расценили бы его слова как преувеличение или ложь. Когда же евреев укорял искренне любящий их Моше, они воспринимали его слова сердцем.

. Восхваления Билама были порождены его ненавистью, а колкие упреки Моше шли от сердца. Наши мудрецы поясняют это такой притчей.

Образование молодого принца было доверено двум наставникам. Один из них был искренне заинтересован в благополучии юноши и поэтому перед каждым уроком делал ему мягкие упреки, дабы улучшить его поведение: "Сын мой, старайся, чтобы твое поведение было достойным. Твой отец, царь, является также и верховным судьей, и он не перенесет, если его сын сойдет с праведного пути".

А другой учитель, втайне недолюбливавший принца, нередко ободрял его: "Получай наслаждения от жизни! Тебе не следует опасаться последствий, ибо твой отец, верховный судья страны, всегда сможет спасти тебя от наказания".

Вот так и Вилам пытался убаюкать чувство самосохранения евреев: "Б-г поступает жестоко только с неевреями. В отношении вас Он может вынести приговор, но никогда не приведет его в исполнение". Произнося восхваления. Билам хотел, чтобы евреи следовали своим дурным наклонностям.

С другой стороны, Моше был истинным другом сынов Израиля и поэтому напоминал евреям о всех грехах, дабы они раскаялись и, тем самым, приблизились к Ашему.

В действительности у Моше одни слова предназначались евреям, а совсем другие — Всемогущему. Моше укорял сынов Израиля: "Как долго еще вы будете гневать Ашема? Разве вы не грешили многократно?" Однако, обращаясь к Всемогущему, он молил Его: "Зачем Ты сердишься на Свой народ? Разве они не Твои сыны?"

Этические наставления Моше народу продолжаются в следующем разделе.

Запись опубликована в рубрике: .