История Бога дальше
История Бога дальше
Фундаменталисты, конечно, с этим не согласятся, ведь фундаментализм сам по себе
антиисторичен и основан на уверенности в том, будто Авраам, Моисей и древние пророки
воспринимали Бога именно так, как современные люди. Но если присмотреться к трем
нашим религиям, станет ясно, что объективного мнения о «Боге» в них нет: каждое
поколение создает такой Его образ, какой соответствует его историческим задачам.
Между прочим, то же относится и к атеизму, поскольку фраза «Я не верю в Бога» в разные
исторические эпохи тоже означала что-то свое. Так называемые «безбожники» всегда
отрицают некие конкретные представления о божественном. Но кто он, тот «Бог», в
которого не верят атеисты сегодня, – Бог патриархов, пророков, философов, мистиков или
деистов восемнадцатого столетия?
…
Религия чрезвычайно прагматична, несмотря на то что имеет дело с потусторонним. Мы
увидим далее, что та или иная конкретная идея Бога должна быть прежде всего
действенной – это намного важнее ее логической обоснованности и достоверности.
Взгляды меняются, как только перестают приносить пользу, – и меняются порой до
неузнаваемости. Большую часть верующих людей прошлого это ничуть не беспокоило,
так как они достаточно хорошо сознавали, что представления о Боге – временная
условность, а не вечная святыня. Придуманные людьми символы – совсем не то же самое,
что неописуемая Реальность, которая за ними кроется. Некоторые мыслители
подчеркивали эту разницу довольно дерзкими высказываниями, а один средневековый
мистик зашел так далеко, что утверждал даже, будто о Высшей Реальности, которую по
ошибке называют «Богом», в Библии вообще нет ни слова.
…
доктрины Троицы и Вочеловечения выглядят в глазах иудеев и
мусульман едва ли не богохульством, но и у них есть свои версии этих противоречивых
богословских концепций.