Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Три раза в год пусть предстанет каждый твой мужчина перед лицом Вс-вышнего"

«Три раза в год пусть предстанет каждый твой мужчина перед лицом Вс-вышнего». Зоар комментирует этот стих, и задает вопрос, «кто такой лицо Вс-вышнего»? И отвечает: «это рабби Шимон бар Йохай»… Ребе приводит эту цитату в Торат Менахем, в первые месяцы после исталкут предыдущего Ребе. Он приводит эту цитату для обоснования своего «эргеш», что «Ребе это ацмут, который облачил себя в тело». * Осталось только понять что это значит. Что значит «лицо Вс-вышнего»? Почему праведник называется «лицом Вс-вышнего»? Почему тот, кто не приходит три раза в году предстать перед лицом Вс-вышнего (или лицом праведника — «предстать перед лицом учителя подобно тому как предстать перед лицом Шехины» — это не хасидут, это известная Гемара). Вообще, что такое «паним» (лицо)? Какая то этимология есть? * Летом были уроки рава по эмуна и битахон, из которых можно легко понять, что «лицо» — это свет перед цимцум. Или даже еще выше. А «спина» это, соответственно, все остальное, все что после цимцум. Сказано «Вс-вышний хотел сотворить мир мерой суда» и обьясняется в хасидут, что «мера суда» — это собственно цимцум. Цимцум это суд. Суд это цимцум. Есть ли что то выше? Есть ли шанс подняться над мерой суда, усластить суд, выйти из замкнутого круга вины? Ответ есть. Ответ — предстать перед лицом Вс-вышнего. Выше цимцум нет суда. Когда открывается ступень выше цимцум, «беор пней мелех хаим», то смягчается суд и отменяется приговор. Праведники умеют стучать в закрытые двери (сегодня читал маамар Ребе на эту тему про Мордехая. «бен Киш» — что он сумел достучаться в закрытые двери высшего суда, и отменить приговор). Другими словами, предстать перед лицом праведника. И праведник смягчает суд и отменяет приговор. Судя по тому, что Тора говорит нам предстать три раза в год перед праведником («обязан человек предстать перед лицом учителя в праздник») — мы нуждаемся, по крайней мере, три раза в год, в том, чтобы «обнулить» наши суды, чтобы привлечь свет, который выше чем цимцум. * Есть люди, которые думают, что праведник это его Тора. Это так. И это не так. Были праведники, которые вообще почти не говорили слов Торы, а если говорили, то не записывали. Так что праведник — это не Тора. Есть люди, которые «измеряют» праведников по степени их влияния, по размеру их общины. Это как раз неплохой вариант. Однако, на мой взгляд, это еще не весь праведник. Праведник — это «лицо Вс-вышнего». Один человек в поколении, который проник за «завесу» цимцума, и притягивает свет, который выше цимцум всему поколению. Это не Тора, это не влияние или община. Это человек. Живой. Живой человек в этом мире.