12 тамуза 5725 (1)
12 тамуза 5725
6
Незирут (отшельничество), о котором шла речь выше, имеет несколько определений, но его основа и смысл – святость. Он не просто отдаляется от мира, отдаляя себя от питья вина, стрижки волос, и прикосновения к мертвому, но, как говорит Писание, «свят будет», что это также аспект святости.
…
И смысл этого:
Известна история, которую рассказывал Ребе, освобождение которого мы сегодня отмечаем, о том, как говорил его дед, Адмур Марагаш, что все служение человека можно выразить словами «подобает» и «не подобает». Сыну Авраама, Ицхака и Яакова – «не подобает», говорить лешон-а-ра[1], не подобает «сдвигать границу[2]», не подобает быть гордецом, и т.п. Ведь у него были такие замечательные родители и деды – как же он может вести себя подобно простому человеку, который не мог ничему научиться от своих дедов и прадедов, вплоть до Авраама, Ицхака и Яакова!
И поэтому: он ведет себя так не потому, что он хочет быть «паруш[3]», но, поскольку он происходит от Авраама, Ицхака и Яакова – он чувствует, что он отличается от всех тех, кто не удостоились этого!
Но бывает еще одна причина для отшельничества:
Человеку, который стремится уберечься от какой бы то ни было вещи, совет на это – «делайте ограду вокруг Торы», «ограду вокруг ограды», для того, чтобы не споткнуться.
И понятно, что такое поведение может происходить со стороны противоположного душевного движения: он думает, что он находится на более низкой духовной ступени, чем все остальные; они – сыны Авраама, Ицхака и Яакова, унаследовавшие их моральные качества, а у него это не видно, и поэтому он должен остерегаться также таких вещей, которых другие не боятся. И подобно тому, как мы находим в Гемаре, что гер нуждается в особой осторожности, поскольку «суро ра», ибо он только что стал евреем, и осталось у него что-то от характера, привычек и поведения, которые были у него в прошлом.
Следовательно, есть пришут[4], не связанный со святостью и отделением; пришут может происходить не из-за того, что он свят и отделен, но наоборот – поскольку он находится на низкой ступени и т.д.
Но, то, что Тора требует от еврея – это таким образом, что ему дают путь более легкий и более приятный, и самое главное – это правильный путь – что причиной того, что должно быть «и чтобы были мы отличны, я и народ Твой, от всех народов, которые на лице земли», это потому, что сыны Израиля получили Тору, ибо они потомки Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, как сказано: «вглядитесь в скалу, из которой вы были высечены», и поэтому невозможно, чтобы они вели себя так же, как ведут себя те, кто не получил столь богатого наследства.
[1] Злоязычие
[2] Т.е., затрагивать имущественные интересы другого еврея.
[3] «Отделенный»
[4] Отшельничество