Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмот

Всевышний говорит Аврааму: потомки твои будут страдать в чужой земле, а потом выйдут на свободу «с великим богатством».
Мудрецы Талмуда приводят такую притчу. Заключенному в тюрьме говорят: «Завтра ты выйдешь на свободу и в придачу дадут тебе много денег». «Нет,- отвечает тот,- отпустите меня сегодня, не хочу никаких денег».
Пока были живы Йосеф и его братья – люди из Эрец-Исраэль, – не были властны над ними ни фараон, ни его надсмотрщики.
Имя связано с самой сокровенной сущностью человека: ведь именно называя человека по имени, мы пробуждаем его ото сна или выводим из обморока.
Шмойс
«…ВЫВЕДУ ВАС ИЗ ПОД ЯРМА ЕГИПЕТСКОГО, И ВЫЗВОЛЮ ВАС ОТ РАБОТЫ НА НИХ, И ОСВОБОЖУ ВАС МЕЧОМ… И ВОЗЬМУ ВАС СЕБЕ ПАРОДОМ… И ПРИВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ ОБЕЩАЛ ПРАОТЦАМ ВАШИМ…»
Ваэра
С первых дней правления Ребе его Служение было полно самопожертвования. Он жил в России в период власти «евсеков» и само принятие им звания «ребе», было в глазах властей преступлением.
Бо
Одним из величайших чудес в нашей истории (а чудес в ней хватает!), было рассечение Красного моря.
Мудрецы говорят, что чудо это стало возможно благодаря самоотверженности Нахшона, сына Аминадава. Увидев, что народ зажат между морем и преследователями-египтянами, он первым вошел в море. За ним пошли другие и, только когда воды уже захлестывали его, море расступилось.
Бешалах2
Бешалах
«А Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г: «Так скажи дому Яакова и сынам Исраэля…»
Целью выхода евреев из Египта было дарование им Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта, — будут служить Всевышнему на этой горе».
Так скажи дому Яакова и сынам Израиля: вы видели, что Я сделал с Египтом, как поднял вас на крыльях орлиных и принес вас к Себе»».
Исход, освобождение из египетского рабства подготовил главное событие еврейской (да и всеобщей) истории: дарование Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта – будут служить Всевышнему на этой горе».
Итро
Когда был разрушен Первый Храм, и гоим ворвались в Святая Святых, они увидели на покрове ковчега завета двух золотых херувимов, обнимающих друг друга крыльями, и лица их обращены друг к другу.
Известно, что поза в которой находятся золотые херувимы, зависит от отношений, царящих в это мгновение между народом Израиля и Всевышним: если они смотрят друг на друга — царит любовь между Творцом и его народом. Если лица обращены назад — дело плохо.
«А Моше [Всевышний] сказал: «Взойди к Б-гу…»»
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.
Мишпатим
Глава «Трума» трижды напоминает сынам Израиля об их обязательных приношениях Б-гу.
Как объясняют мудрецы, имеются в виду приношение, из которого строилось подножие, приношение на жертвы и приношение на все строительство шатра, служившего евреям в пустыне Храмом.
Святилище воплощает в себе все «три столпа, на которых зиждется мир»: Тору, служение (молитву) и исполнение заповедей.
Тора, заповеди и запреты, представляют собой основу, фундамент общественной и индивидуальной жизни еврея. Ей-то и уподоблены серебряные гнезда, подножия колон.
Трума
Глава Торы, которую мы читаем в эту неделю, — единственная, в которой не упомянуто имя Мойше
Комментаторы видят причину этого в дерзком обращении Моше к Всевышнему, который решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: «…простишь ли их? И если нет — то, прошу Тебя, сотри и меня из книги Твоей…». Слова праведника, даже столь необычные, исполняются,- исполнились и слова Моше — его имя стерто из целой главы Торы.
Тецаве2
В каждой общине и в каждом месте, где есть евреи, я прошу вас приложить все усилия, чтобы помочь им и побудить их исполнить заповеди праздника Пурим.
Я говорю не только о необходимости побуждать к заповедям речью «выходящей из сердца и входящей в сердце», но и делом:
И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник медный… для омовения, и налей в него воды.
Этот умывальник были изготовлен из медных зеркал, которые женщины пожертвовали на строительство Храма. Мидраш говорит: Моше, пренебрегал этими дарами, ибо они служили дурному началу (самолюбованию). Сказал ему Всевышний: «Прими их, люблю Я их [зеркала] больше всех остальных пожертвований — ведь благодаря им размножился народ в Египте»».
«Когда будешь исчислять сынов Израиля, пусть каждый из них принесет… половину священного шекеля за душу свою, и не будет им вреда от подсчета».
Мидраш («Бемидбар раба», 12:3) говорит, что, услышав эти слова, «Моше в изумлении отпрянул». Мидраш продолжает: «Извлек Всевышний огненную монету из-под Престола Своего, показал ее Моше и сказал: «Вот такую [монету] пусть принесут».
«Думай хорошо — будет хорошо».
Известно, что один из обязательных элементов еврейского религиозного мировоззрения — битахон – уверенность в том, что Всевышний не оставит, что Он изменит все к лучшему, даст человеку все необходимое. Но откуда эта уверенность?
Хотя первоначальным толчком к принесению даров было повеление Всевышнего, главным фактором оказалось внутреннее «побуждение сердец».
Синайское откровение было односторонним феноменом: Всевышний избрал народ и открылся ему. Инициатива и влияние шли исключительно сверху вниз. Иными словами, упрощая, можно сказать, что изменения в душах сынов Израиля было вызвано исключительно внешним фактором и не было ими «заслужено», не было результатом их усилий.