Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сиха Ребе

По обычаю, завершая праздники месяца Тишре, евреи говорят: «А Яаков пошел своим путем…»
Слово «галах» («пошел», «отправился») намекает на «оставил», то есть, отказался от всего предшествующего и перешел на новый, лучший, более угодный Всевышнему уровень служения.
Мы знаем из Устной традиции, что «нечто из ничто» было сотворено 25-го элуля
Берешит
Вo время заключений брит бен абетарим, Аврааму было обещано, что его потомство будет обладать Землей Израиля.
Ноах
Десять испытаний выдержал Авраам.
Первое из испытаний, о котором говорит Тора «лех-леха меарцеха у мимоладтеха умибэт авиха (уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…)». Смысл "Лех леха" в доуховном служении.
Лех Леха
«А Аврааму было сто лет, когда родился у него Ицхак, сын его.
Жизнь еврейского народа – смысл существования всего мира. Чудо, произошедшее с Сарой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхока обилие чудес и благословений пролилось на все народы. Когда придет Машиах, всем раскроется преимущество еврейского народа
Вайера
Слуга Авраама Элиэзэр идет, выполняя волю Авраама, за невестой для его сына в Арам-Наараим
и говорит: «…пришел я сегодня». Комментарий Раши объясняет: «сегодня вышел и сегодня же пришел». Дорога многих дней чудесным образом сократилась для него. Для чего было совершено это чудо?
«Аврагам же стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем».
Хайей Сара
голос — голос Йаакова, а руки — руки Эсава
Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Когда голос — голос Якова, то и руки — не руки Эйсава!» Когда слышится голос Якова — то есть, звуки молитвы, голоса изучающих Тору, — тогда нету никакой власти у «рукам Эйсава».
Яаков «отнимает» у брата благословение хитростью, выдавая себя за Эсава.
Толдот
«У Лавана-злодея я жил, но все 613 заповедей соблюдал»
Яаков покидает дом Лавана и подводит итог прошедшим годам: «У Лавана-злодея я жил, но все 613 заповедей соблюдал» (Раши). Но ведь Яаков был женат на двух родных сестрах, а это категорически запрещено Торой! Все поколения мудрецов Израиля искали ответ на этот вопрос. Но Раши, который посвятил свои комментарии разрешению всех кажущихся противоречий в тексте Торы, словно не замечает историю о двух сестрах, обходит ее молчанием. Значит в его глазах нет здесь никакой проблемы. Известно, что наши праотцы соблюдали все заповеди Торы, хотя не были обязаны к этому (ведь дарование Торы на горе Синай состоялось на много поколений позднее). Для нас соблюдение Торы — долг, для них — дополнительное усилие в совершенствовании души.
Вайеце
Вайеце
«Воспитывай юношу в начале его пути, тогда, состарившись, он не отойдет от этого пути».
Сегодня ни одно печатное издание не обходится без ярких цветных иллюстраций, это привлекает внимание читателя и, таким образом, увеличивает тираж. Ясное дело, еврей не принесет домой да и не возьмет в руки издания с нескромными, непристойными иллюстрациями. Но и это еще не все: очень важно, чтобы нашим детям не попадались на глаза изображения нечистых животных.
«Ваишлах»
Вайишлах
Глава, читаемая в эту неделю, рассказывает о праведном Иосефе.
Если попытаться выделить в этом сложном сюжете ведущий мотив, можно заметить, что Иосеф «опускается» в самые низкие и низменные места (яма, Египет, дом Потифара, тюрьма, дворец фараона), но остается и там самим собой — праведным Иосефом. Египет, страна, которой он правил, названа «эрват аарэц» — срамное место земли. Его миссия в этом мире — принести свет в самые темные углы. Кстати, намек на эту миссию можно найти и в его имени. Когда Рахэль давала ему имя, она объяснила свой выбор так: «Добавил (Иосиф) мне Всевышний другого* сына».
Ваешев
Вайешев
Мучения народа Израиля в изгнании не могут не вызвать вопроса: ради чего?! Есть ли у всего этого историческое назначение?
Сказано в нынешней недельной главе: «Возвеличил меня Всевышний в земле моего бедствия», -именно в беде находит Иосеф источник жизненных сил и энергии. Это и есть одно из назначений галута: помочь человеку найти в себе силы, о которых он и не подозревает.
Микец
Микец
Когда узнал Яаков, что жив Йосеф, сын его, которого он оплакивал долгие годы, рассказывает Тора, что «ожил дух Яакова».
Раши говорит, что в это мгновение вернулась к нему Шехина, вернулся к нему пророческий дар, покинувший его с исчезновением Йосефа.
Ваигаш
Вайигаш
Среди благословений, которыми наделил Яаков своих сыновей, выделяются обещание обилия масла, данные Ашеру («окунет в масло ноги свои»).
Кроме буквального толкования этого благословения мудрецы предлагают аллегорическое, духовное: масло в традиции символизирует мудрость.
«Яаков прожил в Египте свои лучшие годы».
В детстве Цемах Цедек был потрясен словами комментария «Бааль гa-турим»: «Яаков прожил в Египте свои лучшие годы». Вернувшись из хедера, он спросил деда, Алтер Ребе: как можно поверить в то, что жизнь на грешной земле Египта, «срамного места всей земли», была милее Яакову, чем все прошедшие годы, даже годы, проведенные в родительском доме?!
Всевышний говорит Аврааму: потомки твои будут страдать в чужой земле, а потом выйдут на свободу «с великим богатством».
Мудрецы Талмуда приводят такую притчу. Заключенному в тюрьме говорят: «Завтра ты выйдешь на свободу и в придачу дадут тебе много денег». «Нет,- отвечает тот,- отпустите меня сегодня, не хочу никаких денег».
Пока были живы Йосеф и его братья – люди из Эрец-Исраэль, – не были властны над ними ни фараон, ни его надсмотрщики.
Имя связано с самой сокровенной сущностью человека: ведь именно называя человека по имени, мы пробуждаем его ото сна или выводим из обморока.
Шмойс
«…ВЫВЕДУ ВАС ИЗ ПОД ЯРМА ЕГИПЕТСКОГО, И ВЫЗВОЛЮ ВАС ОТ РАБОТЫ НА НИХ, И ОСВОБОЖУ ВАС МЕЧОМ… И ВОЗЬМУ ВАС СЕБЕ ПАРОДОМ… И ПРИВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ ОБЕЩАЛ ПРАОТЦАМ ВАШИМ…»
Ваэра
С первых дней правления Ребе его Служение было полно самопожертвования. Он жил в России в период власти «евсеков» и само принятие им звания «ребе», было в глазах властей преступлением.
Бо
Одним из величайших чудес в нашей истории (а чудес в ней хватает!), было рассечение Красного моря.
Мудрецы говорят, что чудо это стало возможно благодаря самоотверженности Нахшона, сына Аминадава. Увидев, что народ зажат между морем и преследователями-египтянами, он первым вошел в море. За ним пошли другие и, только когда воды уже захлестывали его, море расступилось.
Бешалах2
Бешалах
«А Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г: «Так скажи дому Яакова и сынам Исраэля…»
Целью выхода евреев из Египта было дарование им Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта, — будут служить Всевышнему на этой горе».
Так скажи дому Яакова и сынам Израиля: вы видели, что Я сделал с Египтом, как поднял вас на крыльях орлиных и принес вас к Себе»».
Исход, освобождение из египетского рабства подготовил главное событие еврейской (да и всеобщей) истории: дарование Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта – будут служить Всевышнему на этой горе».
Итро
Когда был разрушен Первый Храм, и гоим ворвались в Святая Святых, они увидели на покрове ковчега завета двух золотых херувимов, обнимающих друг друга крыльями, и лица их обращены друг к другу.
Известно, что поза в которой находятся золотые херувимы, зависит от отношений, царящих в это мгновение между народом Израиля и Всевышним: если они смотрят друг на друга — царит любовь между Творцом и его народом. Если лица обращены назад — дело плохо.
«А Моше [Всевышний] сказал: «Взойди к Б-гу…»»
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.
Мишпатим
Глава «Трума» трижды напоминает сынам Израиля об их обязательных приношениях Б-гу.
Как объясняют мудрецы, имеются в виду приношение, из которого строилось подножие, приношение на жертвы и приношение на все строительство шатра, служившего евреям в пустыне Храмом.
Святилище воплощает в себе все «три столпа, на которых зиждется мир»: Тору, служение (молитву) и исполнение заповедей.
Тора, заповеди и запреты, представляют собой основу, фундамент общественной и индивидуальной жизни еврея. Ей-то и уподоблены серебряные гнезда, подножия колон.
Трума
Глава Торы, которую мы читаем в эту неделю, — единственная, в которой не упомянуто имя Мойше
Комментаторы видят причину этого в дерзком обращении Моше к Всевышнему, который решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: «…простишь ли их? И если нет — то, прошу Тебя, сотри и меня из книги Твоей…». Слова праведника, даже столь необычные, исполняются,- исполнились и слова Моше — его имя стерто из целой главы Торы.
Тецаве2
В каждой общине и в каждом месте, где есть евреи, я прошу вас приложить все усилия, чтобы помочь им и побудить их исполнить заповеди праздника Пурим.
Я говорю не только о необходимости побуждать к заповедям речью «выходящей из сердца и входящей в сердце», но и делом:
И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник медный… для омовения, и налей в него воды.
Этот умывальник были изготовлен из медных зеркал, которые женщины пожертвовали на строительство Храма. Мидраш говорит: Моше, пренебрегал этими дарами, ибо они служили дурному началу (самолюбованию). Сказал ему Всевышний: «Прими их, люблю Я их [зеркала] больше всех остальных пожертвований — ведь благодаря им размножился народ в Египте»».
«Когда будешь исчислять сынов Израиля, пусть каждый из них принесет… половину священного шекеля за душу свою, и не будет им вреда от подсчета».
Мидраш («Бемидбар раба», 12:3) говорит, что, услышав эти слова, «Моше в изумлении отпрянул». Мидраш продолжает: «Извлек Всевышний огненную монету из-под Престола Своего, показал ее Моше и сказал: «Вот такую [монету] пусть принесут».
«Думай хорошо — будет хорошо».
Известно, что один из обязательных элементов еврейского религиозного мировоззрения — битахон – уверенность в том, что Всевышний не оставит, что Он изменит все к лучшему, даст человеку все необходимое. Но откуда эта уверенность?
Хотя первоначальным толчком к принесению даров было повеление Всевышнего, главным фактором оказалось внутреннее «побуждение сердец».
Синайское откровение было односторонним феноменом: Всевышний избрал народ и открылся ему. Инициатива и влияние шли исключительно сверху вниз. Иными словами, упрощая, можно сказать, что изменения в душах сынов Израиля было вызвано исключительно внешним фактором и не было ими «заслужено», не было результатом их усилий.
Вот уже два тысячелетия, со времен разрушения Второго Храма мы не можем, как наши предки, приносишь жертвы Всевышнему. Но никто не может отменить заповеди Торы, данные на все времена.
Храмовая служба начинались и заканчивались изо дня в день «постоянной жертвой» ( корбан томид). Жертва всего народа Израиля выглядела более чем скромно: одна овца, немного жира, мука и соль. Раз в год все евреи жертвовали символическую сумму, и на эти деньгив течение целого года приносили общие жертвы. Известно, что эта простая жертва приносила каждому и всему народу Израиля благополучие и безопасность в течение всего года.
Название каждого праздника, данное Торой или обычаем народа Израиля (как сказано: обычай Израиля — тоже Тора) — отражают сокровенную природу праздника.
Праздник этого месяца имеет несколько названий. Интересно, что если Всевышний называет его «праздником мацы» (в Торе), то мы, евреи, обычно называем его Песах. Здесь мы видим проявление взаимной любви между Всевышним и народом Израиля, любви, которой посвящена «Песнь песней» (связанная, как известно, с праздником Песах). Всевышний дал празднику название, которое подчеркивает заслугу народа Израиля («испекли мацу, ибо не задержались, ожидая, пока взойдет их тесто»), а евреи пользуются названием, подчеркивающим чудо, совершенное Всевышним ради наших праотцов (Песах, потому что Всевышний прошел мимо дверей еврейских домов, умерщвляя первенцев).
«В каждом поколении человек должен видеть себя вышедшим из Египта»,
Вот и работают на соседних полях еврей и нееврей. У нееврея появляются всходы, потому что он правильно вспахал и посеял, потому что вовремя прошел дождь. А у еврея – потому что он верит.
Песах
Стих Торы: «И запинались один о другого» мудрецы комментируют так: евреи несут коллективную ответственность («коль Исраэль аревим зэ базэ»).
Грех одного еврея наносит ощутимый вред все остальным. Естественно, что в еврее, который живет по законам Торы и видит поведение другого еврея, еще далекого от Торы, может появиться если не ненависть к ближнему, то по крайней мере, недовольство. К тому же, изучающий Тору то и дело встречает в ней нелестные слова о «решаим» — злодеях — и об обязанности их ненавидеть.
Цав
«В каждом поколении должен человек видеть себя вышедшим из Египта»
Об Исходе из Египта говорят мудрецы: «Благодаря вере своей были освобождены отцы из рабства».
Когда еврей идет во тьме, ищет убежище, он должен знать, что ему следует искать — еврейский дом, в котором горит свет.
Когда он уже стоит на пороге, говорят ему: «зачем пришел?» Этим вопросом пробуждают его, как «сына который не умеет спросить», пробуждают его, чтобы он смог сам спрашивать и просить. И он отвечает: я хочу войти в еврейский дом. Я ничего не ищу, мне не нужен ни грядущий мир, ни рай, я хочу войти в еврейский дом.
Шмини
В недельной главе мы читаем о «живой воде», очищающей от нечистоты.
Известно, что воды миквы подобны водам потопа, который не только был наказанием, но повлек за собой очищение мира. Потоп длился 40 дней,- миква должна содержать не менее 40 сеа воды. В различных разделах Торы, в том числе, письменной Торы, например, в книге пророка Иешайау, потоп именуется «Мей Hoax» — «воды успокоения» и «воды Ноаха».
Тазриа – Мецора
Свобода выбора, данная человеку, особенно очевидна, когда речь идет не о запрещенном Торой или том, что Тора велит делать, а о «нейтральных» вещах.
Хотя и дана человеку «свобода совершить запрещенное», она несколько ограничена: еврей по природе своей хочет исполнить волю Всевышнего, поэтому его свобода если не ограничена, то, по крайней мере, подвержена влиянию внутреннего желания «жить правильно».
«Ахарэй – Кдошим»
«Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так».
«… тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода — отрицает слова Торы и Моше».
Эмор
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…».
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…». Отчуждение Авраам от всего привычного и родного ради движения к неопределенной точке «которую укажу тебе»,- говорит Всевышний, — можно уподобить приходу в этот мир человеческой души.
Бэар-Бэхукотай
Шестого сивана, в день, в который во все поколения празднуется праздник Шавуот, спустился Всевышний на гору Синай и дал народу Израиля Тору.
Первая фраза: «Я Всевышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской..», — не может не вызвать удивления. Разве не уместнее было бы сказать: «который сотворил небо и землю, который сотворил человека»?!
Шавуот
Таково высшее назорейство: святость без необходимости отдаляться от удовольствий, благословение и корона Всевышнего без обета отдаления от мира.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего – ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему».
Велика заповедь почтения к родителям, она уравнена на скрижалях с заповедями служения Всевышнему. Но Тора установила, что есть вещи, которые столь важны, что затмевают эту заповедь.
Даже, если отец запрещает сыну заниматься Торой, чтобы спасти его от опасности (и даже опасности смертельной), даже если отец не вовсе запрещает сыну заниматься, а только противится учению в определенном месте, закон таков: сын не должен слушаться отца и нет в этом нарушения долга уважения к родителям.
Бегаалотха
Письмо Ребе Давиду Бен-Гуриону (в то время – премьер-министру Израиля), посвященное вопросу «Кто является евреем?».
В ответ на Ваше письмо хочу поделиться с Вами своим мнением о регистрации детей от смешанных браков, когда отец – еврей, а мать – нееврейка, не обращенная в иудаизм до рождения ребенка. Мое мнение совершенно однозначно: в соответствии с Торой и традицией, принятой на протяжении многих поколений, в подобных случаях заявление о желании «зарегистрироваться» евреем не имеет никакой силы, ибо оно не может изменить реальность. Евреем является только тот, кто рожден матерью-еврейкой, либо прозелит, обращенный в иудаизм в строгом соответствии с общепризнанными кодексами еврейского закона и «Шулхан Арухом».
«Дом, полный книг, — спросил Корах Моше, — должен ли иметь мезузу на двери?»
В глазах Кораха Тора — инструмент, условность, игрушка. Отрицая Б-жественность Торы, он апеллирует к человеческой логике, как к высшему критерию истины и тем выдает себя с головой
Корах
Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма
В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так.
«Да будет с нами Б-г, как Он был с нашими отцами; да не оставит и не ослабит нас»,
"Не по своей воле ушли мы со Святой земли, и не своими силами мы вернемся в Страну Израиля. Наш Отец изгнал нас, и Он же, благословенный, освободит, и соберет нас с четырех концов света, и поведет к Святой земле с праведным освободителем Машиахом в скором будущем. Но все народы на земле должны знать: лишь тела наши были преданы изгнанию и порабощению чужим властям.
«И увидел Пинхас сын Эльазара, сына Аарона-священника, и восстал из общины, и взял копье».
Каждая недельная глава обязательно сообщает нам что-то принципиально новое, и наша недельная глава — не исключение. Одно из откровений нашей главы — это необычная ситуация, в которой оказался Пинхас.
Пинхас
«Весь мир говорит: если ты не можешь пройти под, иди над. Я же говорю: сразу иди над».
Считается естественным, встретив на пути препятствие, пробовать смиренно проползти под ним, а уже если не получится, собравшись с силами и с мужеством, перешагнуть через него. Ребе говорит: начни с конца, смело перешагни, словно никакого препятствия и нет.
«Чем выше объект, тем ниже он может опуститься».
Всевышний не ограничен физическими рамками пространства, времени и материи. Неудивительно поэтому, что Моше был поражен повелением построить Храм, в котором Всевышний будет «обитать».
Дварим
«Тебе дано было видеть, чтобы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет иного, кроме Него».
Раши комментирует этот стих так: «Тебе дано было видеть – когда даровал Всевышний евреям Тору, Он распахнул перед ними все семь небес. Разорвал верхние и нижние покровы, и увидел народ, что Он -Один».
Ваэтханан
«Семь недель утешения»
Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда есть «вода» (Тора), еврей может испытывать жажду. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды.
Экев
Экев
Недели после Тиша беАв носят название «семи утешений», потому что в них читаются главы пророков, посвященные утешению народа Израиля.
Чтобы изгнание не стало просто жестокой и излишней страницей еврейской истории, чтобы из «горького выросло сладкое», народ должен понять и осознать случившееся. Невозможно всему «научить», каждый должен сам «научиться». Невозможно навязать народу благо, он должен сам пожелать и попросить его.
«А вы, приверженные Всевышнему, Б-гу вашему, вы все живы сегодня» – полная обращенность к Б-гу, источнику жизни – делает мертвое живым, а живому добавляет сил.
Но известно, что так же, как нельзя забывать о своих недостатках, чтобы исправить их, нельзя забывать и о собственных достоинствах, чтобы иметь возможность использовать их в полной мере.
Еврей, проявляющий готовность к самопожертвованию, немедленно получает от Вс-вышнего признание и помощь, вне всякой связи с тем, делает ли он это «в свой черед» или нет.
Левиим, служившие в Храме, были обеспечены всем необходимым, чтобы полностью освободиться от всех забот, не связанных со служением. Так же и в наши дни Вс-вышний дарует всем, кто готов забыть о жизни ради Него, пропитание и поддержку. И, если так обстоит дело в материальной сфере, то тем более Вс-вышний позаботится и о духовных силах, которые нужны человеку для успешного служения.
Шофтим
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»,- сказано в недельной главе Торы. Тора — не литературный памятник древности, собрание рассказов и преданий. Само слово «Тора» происходит от того же корня, что и «ораа» — повеление, учение. Каждая фраза Торы — духовный закон и указание; и слова об ограде на крыше, касающиеся на первый взгляд правил строительства,- тоже не ограничены временными или профессиональными рамками.
Ки-Тэцэ
«Когда ты придешь в землю, которую Всевышний дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли и положи в корзину и пойди на то место, которое изберет Всевышний».
Еврей должен быть весел. Баал-Шем-Тов как-то сказал в день своего рождения: «Еврей рад тому, что удостоился служить Всевышнему». Так говорит и царь Давид: «Служите Всевышнему в радости». А чем еще наполнена жизнь еврея, если не служением Творцу?! Вот и оказывается, что все дни еврея — в радости.
Ки-таво
Многие говорят о том, что Тора полезна человеку: очищает его сердце, дает ему защиту и помощь в этом мире, углубляет его понимание жизни.
Это верно, но полуправда иногда хуже лжи. Надо понять: Тора не просто полезна человеку, она – его единственная истинная сущность, вся его жизнь. Чтобы вполне ясно осознать это, взглянем на человека: голова не просто полезна телу, без нее оно превратилось бы в ничто
Ницавим
«Возьмите этот свиток Торы и поместите его рядом с ковчегом завета Вс-вышнего».
В чем заключается принципиальная разница между высеченными и написанными буквами? Написанные буквы представляют из себя тонкую, но вполне материальную пленку высохших чернил на пергаменте или бумаге. Их даже можно, хотя это и нелегко, отделить от листа и перенести на другой. Высеченные же буквы составляют одно целое с материалом, на котором высечены, и не могут существовать вне его.
Гаазину
Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней
Разве еврей может расстаться со Всевышним? Обратим внимание на то, что Всевышний не говорит «расставание наше», а «расставание ваше». Всевышний никогда не расстается с нами, это мы можем, не дай Б-г, отвернуться от Него. Более того, в словах «тяжело Мне расставание ваше» мы находим удивительный намек: источник «расставания со Всевышним» в нашем внутреннем «расставании», в отчужденности среди самих евреев.