Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16 элула 5770, Бат Аин (2)

Нужно рассмотреть еще глубже идею того, что есть тайна во всякой вещи, и только тот, кто постигает тайну – аспект Баал Шем Това – способен осветить эту вещь, и совершенство света – это Алтер Ребе, Шнеор, «два света».

У наших мудрецов есть выражение, появляющееся неоднократно в Гемаре, «ло реи зэ кирэи зэ, вело реи зэ кирэи зэ». Когда требуется различить между разными ситуациями, это всегда говорится о разных законах, что закон относительно каждой ситуации зависит от ее сути, от ее характера. И если эта ситуация отличается от другой – то также закон в ее отношении изменяется. Невозможно судить одно как другое, если они не похожи друг на друга.

Это несколько напоминает нам то, что говорится в Пиркей Авот, «не суди своего товарища, пока не достигнешь его места». Здесь то же самое – если ты не знаешь его, не достиг «его места», не постигаешь его тайны – не суди его вообще! Есть, действительно, праведники, которые так толковали это, что невозможно судить никого в мире, ибо кто может сказать, что «я достиг его места» – другого человека? И, тем не менее, говорят, что нет, возможно!  Баал Шем Тов ведь не сказал, что невозможно постичь тайну другого человека: «достичь его места» – означает, постичь его тайну. Он не говорит, что это невозможно. Он только говорит, что если ты не постигаешь тайну – то ты не можешь осветить его. Если ты не можешь осветить его – конечно, ты не можешь судить его! Ведь «добрая мера больше чем…» Сначала – освети его, будь способен осветить его, и тогда – есть о чем говорить, что, может быть, ты также сможешь судить его.

Снова: возможность — существует. Но понятно, что это непросто — постичь тайну другого, увидеть сокрытое в нем добро.

И еще раз: Когда хотят разделить между двумя вещами, т.е., что закон изменяется в соответствии с изменением сути и характера каждой вещи, явления или ситуации, то выражение, используемое Хазал – «ло реи зэ кирэи зэ вело рэи зэ кирэи зэ». Поэтому у каждого есть особая ситуация и особый закон, и есть также «а-цад а-шавэ ше-баhем» — «общее между ними». Если есть нечто общее – значит, и их законы будут подобны. Но своими различными характеристиками они отличаются одна от другой. Это очень особенное выражение — «ло реи зэ кирэи зэ».

Но, для нашей темы, первые буквы слов ראי זה  составляют слово רז. Это указание, очень близкое к буквальному смыслу. Если я говорю, что нужно постичь твою тайну, и только если я постигаю твою тайну – я способен осветить тебя – светом Торы – то я должен знать, что у каждого есть «рэи зэ», по первым буквам составляющие слово «раз», «тайна». Какие еще буквы есть в этом выражении? Это буквы אי’ה – איה מקום כבודו.. В каббале «айе меком кводо» – это корень души в кетер, в «над-сознательном», в сущностном сокрытии. Тайна, действительно, связана с «айе» в каббале. «Не суди своего товарища, пока не достигнешь его места» – какого места? «Айе меком кводо». Хотя «айе меком кводо» говорится о Вс-вышнем, но каждый еврей – это «часть Вс-вышнего Свыше действительно», и о корне каждого еврея можно сказать «где место славы его».

У каждого есть его особенное «реи зэ», его особая тайна, особое свойство его души. Известно, что все пророки пророчествовали словами «ко амар Гашем», «так сказал Вс-вышний». «Ко» – «так» – это уподобление, это означает «приблизительно так». Они были неспособны различить в точности «реи зэ» каждого отдельно, индивидуальность каждого, что только у него есть такое свойство, и ни у кого больше нет.

Про это говорится в Тании, что каждый в чем-то лучше другого – есть в нем точка скрытого добра, которой нет ни в ком более, и только он способен удостоить своего товарища («Весь Израиль – товарищи друг другу») – этим своим особым исправленным качеством. Так я должен смотреть на него. Это еще добавление к объяснению, которое было сказано ранее – в тот момент, что я постигаю тайну, еще перед тем, как я освещаю его, я должен знать, что его тайна – это не моя тайна, и поэтому я должен «получить» от его тайны, что только он может поделиться со мной и удостоить меня чем-то из его тайны. Также постигать его тайну, и также знать, что я должен получить что-то от его тайны, и тогда я также способен осветить его светом Торы, что может быть, Вс-вышний сделал так, что удостоил меня светом Торы, которым не удостоил его.

Но чтобы осветить его действительно, по-настоящему – это только тайна. Снова, эта тайна называется «реи» «Реи» означает также «зеркало». Все пророки видели только через «зеркало», «маръа» – один подобен другому, без точного различения между одним и другим. Моше рабейну видел в «аспаклария а-меира», которая называется «маръэ» а не «маръа». Также в «маръэ» есть «реи зэ». Как звучит выражение, которым пророчествовал Моше? «зэ а-давар». «а-давар» имеет гиматрию «реи». זה הדבר = ראי זה.   Если так – то я должен смотреть на каждого, как Моше рабейну. Алтер Ребе объяснил, что «тмунат Гашем йабит» означает, что он видит реальность так, как Вс-вышний ее видит, так он видит другого человека – «видением, а не притчей».

Удивительно, но полное выражение Хазал «לא ראי זה כראי זה ולא ראי זה כראי זה » – имеет числовое значение ровно 1000. Есть традиция в руках хасидим – как принято говорить, «доршей решумот» говорили, что שישראל בעל שם טוב имеет гиматрию 1000, и это тайна тысячи светов, которые были дарованы Моше рабейну во время Дарования Торы, и про него говорится, «то, чтоתלמיד ותיק  раскроет – уже даровано Моше с Синая. Тысяча светов были забраны у Моше из-за греха тельца, но возвращаются к нему каждую субботу, и поэтому говорят «йисмах (гиматрия «Машиах») Моше бематнат хелко». Он радуется, что снова получает раскрытие души нашего учителя Баал Шем Това, так говорили «доршей решумот».

И здесь мы видим еще один смысл, что «тысяча светов» означает способность различить тайну в каждой и каждой вещи.

Говорится про Моше рабейну, что он умел петь все виды нигуним – как объясняется в Контрос hитпаалут – что он постигал нигун каждой и каждой души. «Кол баалей а-шир йоцъим бешир венимшохим бе-шир» – это говорится про ангелов, и еще больше – про души. У каждой души есть ее собственный мотив, и оттуда Моше рабейну знает его. Знать мотив души – это значит, знать ее тайну. В заслугу чего? – В заслугу тысячи светов, которые он получил во время Дарования Торы. Что такое 1000? – «ло реи зэ кирэи зэ» – что у каждого есть его тайна, и что вместе с тем, что у каждого есть тайна – есть также общее между ними. Есть у евреев «общее» – йехида в душе, готовность отдать жизнь ради освящения Имени, в этом нет разделения между евреями. Но осветить еврея – это не со стороны общего, но из «рэи зэ» – «зэ а-давар» – «йэн од милвадо» (все они имеют одинаковую гиматрию). Так же как о Вс-вышнем говорится «нет никого, кроме Него», так же возможно сказать о каждом еврее, ибо он совершенно особенный. Если выражаться словами Хазал, то каждый еврей – «нет подобного ему» (высшая ступень в единстве Вс-вышнего, как объясняется в маамарим Ребе).

Этим мы завершили первый «ворт» про «раз» – что для того, чтобы осветить – нужно знать тайну, аспект самого Баал Шем Това, самая его суть, и то, что он говорит  «умножить свет» – означает, что он приводит в мир душу Алтер Ребе, суть которого – свет.



[1] «Одно не похоже на другое»