Написал это пару дней назад. Сказал ли бы я это сейчас?
Подобно неизбежному противоречию хесед и гвура (милости и силы) - именно обе они создают мир -
Подобно этому вера и разум без одна из них без другой нет составляют настоящей религии?
Подобно тому, как хесед и гвура это постоянное противоречие – так и разум и вера должны быть постоянно в противоречии. И это – норма, а не недостаток!
Подобно этому постоянному противоречию – так устроена устная Тора. Основа устной Торы – противоречие. Не как недостаток, а именно как «фичер», без которого невозможно (рав Арье Гринберг говорил об этом). Он говорил, что в этом вся различие между «пророчеством» и «мудрецами». Пророчество – это одно мнение, не оспоримое.
(из переписки)
Так же, как к иудаизмом я пришёл через людей - я увидел людей веры, и только это привело меня к поиску веры - я увидел, что это работает, я увидел что так можно жить.
Только это, по большему счету привело меня к еврейскую.
Возможно что то же относительно НЗ. Только встретив настоявших людей веры среди христиан и/или мессианском - я по настоящем начну интересоваться НЗ
*
Моя первая религиозная кампания - "Тети Славы" - так я называл ее тогда.
Слава Шифрина. Огромная квартира на Гоголевском бульваре. Постоянная толпа народа в квартире. Дым коромыслом. И какие-то необыкновенно люди там - какие-то особенно - мне 19 лет. А вокруг меня какие особенно люди - отказники. Часть из них религиозные, часть светские. Как я помню среди участников были христиане тоже, и это не мешало.
(оцифровки)
Если бы человек вообще не коснулся Бога, все было бы хорошо, он был бы жив и здоров. Но когда Божественность касается человека, это сначала чисто внешним образом. Он еще не исправил себя внутри, и поэтому первый момент касания с Богом уничтожает в человеке все.
"В начале появления Божественного страха на человека" - рав Кук, Квацим 3, 184
(С 7:30)
Психология Божественного.
(дневники рава Кука 3, 184)
«В начале открытия страха Бога для человека как общего, так и частного»
Что происходит, когда человеку открывается Божественность.
«Это приводит человека к скуки и безделью».
Когда человеку начинает открываться Бог – это убивает человека, говорит рав Кук. Человек ощущает бессмысленность своего существования, он не способен жить в этом мире.
Люди природные и люди Божественные (с Эльбаумом)
(С 8:40)
Рав говорит про тшуву и про то, насколько важно человеку, чтобы он находился среди людей. Имеется в виду и семейный круг, и вообще люди вокруг себя. Это написано в очень многих местах, но очень важно – кто это говорит и как это говорит. Он говорит, что другой человек – это зеркало. Это известно. Бывает человек, который учит Тору, молится, разговаривает с Богом, полностью ведет себя правильным образом. Единственное, чего у него нет – у него нет общения с людьми.
Рав Шломо Карлебах - о Тшуве
«Даже самый плохой человек может совершенно измениться в правильный момент» - говорит рав Карлебах.
«Человек, который прячется в «ада» - он прячется от Бога. Но тот, который прячется в раю – прячется вместе со Всевышним».
«Самое большое благословение – связаться с корнем души».
«Можно согрешить в один маленький момент, и тогда надо еще понять – сколько времени потребуется исправить это».
«В молитве Йом Кипур, мы говорим: «за грехи, которые мы делали сознательно и бессознательно»».
Тшува - Рав Штейнзальц (2)
Рав Штейнзальц говорит, что такие понятия, как «Бог-отец», «тшува» как «возвращение к отцу» – для большинства людей не адекватны.
«Тшува» означает раскаяние.
Но это единственный смысл слова «тшува» или нет?
Рав Штейнзальц доказывает, что нет.
Неужели слово «тшува» означает исключительно «возвращение» к Богу? «Возвращение» подразумевает, что у нас были ошибки, мы отдаление и теперь надо вернуться.
Рав Штейнзальц слышит это слово и говорит: в этом слове обязан быть какой-то более глубокий смысл, чем просто банальное «возвращение домой блудного сына».
Ложное представление о боге уничтожает личность человека - рав Кук
(рав Кук, Дневники 1, 106-107)
Всегда надо очищать понятие о Бога.
В каком-то смысле это как будто бы самая главная мицва для рава Кука.
Первая мицва для рав Кука – очищать понятие о Бога. Что значит верить в Бога для рава Кука? - «Очищай понятие о Бога каждый день».
Нужно постоянно очищать понятие Бога внутри человека.
Любавичский Ребе говорил что-то похожее. Он говорит: Есть стих: «Айе Элокеха», «Где Бог твой». В какого Бога ты веришь? Это самый первый вопрос: в какого Бога ты веришь? Какую «картинку» ты нарисовал себе? Какую «икону» ты нарисовал себе?
Наука и даже атеизм как способ очищения веры - Рав Кук
В качестве послесловия к вчерашнему уроку, на мой взгляд, наука нужна рав Куку для религии.
Это не просто вопрос - «давайте помирим религию с наукой».
Он говорит – нет. Он говорит гораздо глубже: без науки у нас нет способа очистить понятие Бога, а если у нас нет способа очищения Бога, то мы начинаем верить в примитив. И тогда мы не можем соединиться с таким Богом. И тогда человек падает в пропасть.