Написал это пару дней назад. Сказал ли бы я это сейчас?
Подобно неизбежному противоречию хесед и гвура (милости и силы) - именно обе они создают мир -
Подобно этому вера и разум без одна из них без другой нет составляют настоящей религии?
Подобно тому, как хесед и гвура это постоянное противоречие – так и разум и вера должны быть постоянно в противоречии. И это – норма, а не недостаток!
Подобно этому постоянному противоречию – так устроена устная Тора. Основа устной Торы – противоречие. Не как недостаток, а именно как «фичер», без которого невозможно (рав Арье Гринберг говорил об этом). Он говорил, что в этом вся различие между «пророчеством» и «мудрецами». Пророчество – это одно мнение, не оспоримое.
Мудрость мудрецов – как раз обратное. Только противоречие создает мудрость мудрецов.
Я хочу спросить: у иудаизме - любого направления - есть обе эти составляющие, разум и вера, и противоречие мудрецов.
А что с христианством? От христиан я слышу постоянно только о вере.
Но мы сказали, что вера без разума это идолопоклонство (рав Кук).
Что с этим в христианстве?
Может быть, христианство пытается возродить пророчество (подобно хасидизму – там тоже есть один и единственный «Ребе», с которым нельзя спорить).
Так или иначе, фактически даже хасидизм это не только «пророчество» но и «мудрость». Возможно, в этом одна из коренных проблем в христианства?
Я понимаю, что более современные версии христианства исправляют именно эту проблема равновесия разума и вера.
Наверное я бы говорил о основном противоречии скорее как противоречия между разумом и сердцем.
На самом деле даже не противоречия а диалог. Классическая концепция "источника" и сердца.
Источник - очевидно, разум.
Сердце - это сердце.
Надо прочитать снова эту историю рабби Нахмана
Очевидно, они беседуют, а не противоречат.
И именно вместе они творят этот мир