Тшува - Рав Штейнзальц (2)
Рав Штейнзальц говорит, что такие понятия, как «Бог-отец», «тшува» как «возвращение к отцу» – для большинства людей не адекватны.
«Тшува» означает раскаяние.
Но это единственный смысл слова «тшува» или нет?
Рав Штейнзальц доказывает, что нет.
Неужели слово «тшува» означает исключительно «возвращение» к Богу? «Возвращение» подразумевает, что у нас были ошибки, мы отдаление и теперь надо вернуться.
Рав Штейнзальц слышит это слово и говорит: в этом слове обязан быть какой-то более глубокий смысл, чем просто банальное «возвращение домой блудного сына».
Он говорит: можно ли найти другое объяснение понятия тшувы?
Сказать это совсем резко: так необходим грех для того, чтобы делать тшуву?
Такое красивое слово – и банальное «исправление грехов»?
Неужели единственный смысл тшувы – это объятие Бога?
Бог, который не отпускает тебя ни на шаг?
Рав Адин чувствует, что есть что-то другое, и он ищет это.
Рав Штейнзальц говорит: что есть мидраш, который говорит, что есть 10 вещей, которые созданы до творения мира. Одна из этих вещей – это тшува.
Если мы говорим о тшуву в этом мире, то мы понимаем, что тшува – это раскаяние. Возвращение к правильному состоянию.
Но мидраш говорит: есть тшува, которая еще до творения мира.
Неужели эта тшува, которая до творения мира – это тоже возвращение и исправления?
Еще не было никаких грехов, еще не было никакого отдаления – и уже была раскаяние и возвращение?
Неужели это единственный смысл слова «тшува»?
Что же это за первичная тшува, которая до творения мира?
Как мы вообще можем осмыслить понятие тшувы до отдаления?
Еще нет грехов, нет еще даже возможностей отдаления.
Из вопроса можно понять ответ.