Не в первый и не в последний раз обнаруживаю, что наиболее ясные объяснения можно найти в книгах "академиков"...
Рахель Элиор в книге "Баал Шем Тов и его поколение" внятно формулирует спор между Баал Шем Товом и Виленским Гаоном.
На одной ноге это спор *исключительно* в понимании смысла цимцум.
Гаон считает что "цимцум буквально", и, следовательно, Бог трансцедентен миру. И найти Бога можно только в Торе и заповедях.
Баал Шем Тов считает, что "цимцум не буквально", и Бог имманентен миру. И найти Бога можно везде и во всем.
Вчера читали с Elbaum Yershova лекцию Гешеля об ашкеназском еврействе.
Бонди пишет там в предисловии, что Гешель видел себя "последним свидетелем" уничтоженного ашкеназского еврейства.
Я сказал Борису, по видимому, подобное сознание "последнего свидетеля" это то что заставило меня стать религиозным...
СЕгодня утром пытались "грызть" Баал Шем-скую концепцию цимцум.
Грызется с трудом. Но кое что прояснилось
Если есть классическая концепция Гаона - зачем нужна контр интуитивная концепция Баал Шем Това?
Насчет "тикун" - исправления. По видимому, исправление присутствует и у Баал Шем Това (хотя и не очень понятно как это сочетается с перманентным творением), только методика другая.
Если классическая методика это "тшува". Раскаяние. Оставление греха и проч. То у Баал Шем Това это "войди в буквы" - буквы Торы и молитвы - и это то, что исправляет. Мысль исправляет.
https://www.youtube.com/watch?v=ABv3d_X6Nas
"Я последний еврей, может быть, последний еврей из Варшавы, душа которого живет в Меджибоже, а разум - в Коцке"
Авраам Йеошуа Гешель относился к той маленькой группе людей, которые чувствовали, что они остались "последними свидетелями" еврейства, которое было уничтожено в Холокосте"
"На нас лежит обязанность не забыть евреев, которые освятили свою жизнь посредством приближения к небесам"
Баал Шем тов с детства сирота
Слоняющийся по лесам
Над которым все смеются
Поэтому он очень хорошо понимает нищих вдов и сирот
И для этих нищих Бог не сокрыт за одеяниями и перегородками
А Гаон с детства "илуй" уважаемый мудрец
И для него Бог трансцедентен
"Маром векадош.. эт дака ушфал руах" - поищу перевод
Для святых и возвышенных он трансцедентен
Для нищих и униженных имманентен
Каждый говорит о своей ступени как всегда