05

Не в первый и не в последний раз обнаруживаю, что наиболее ясные объяснения можно найти в книгах "академиков"... Рахель Элиор в книге "Баал Шем Тов и его поколение" внятно формулирует спор между Баал Шем Товом и Виленским Гаоном. На одной ноге это спор *исключительно* в понимании смысла цимцум. Гаон считает что "цимцум буквально", и, следовательно, Бог трансцедентен миру. И найти Бога можно только в Торе и заповедях. Баал Шем Тов считает, что "цимцум не буквально", и Бог имманентен миру. И найти Бога можно везде и во всем.
Вчера читали с Elbaum Yershova лекцию Гешеля об ашкеназском еврействе. Бонди пишет там в предисловии, что Гешель видел себя "последним свидетелем" уничтоженного ашкеназского еврейства. Я сказал Борису, по видимому, подобное сознание "последнего свидетеля" это то что заставило меня стать религиозным...
СЕгодня утром пытались "грызть" Баал Шем-скую концепцию цимцум. Грызется с трудом. Но кое что прояснилось Если есть классическая концепция Гаона - зачем нужна контр интуитивная концепция Баал Шем Това? Насчет "тикун" - исправления. По видимому, исправление присутствует и у Баал Шем Това (хотя и не очень понятно как это сочетается с перманентным творением), только методика другая. Если классическая методика это "тшува". Раскаяние. Оставление греха и проч. То у Баал Шем Това это "войди в буквы" - буквы Торы и молитвы - и это то, что исправляет. Мысль исправляет.
https://www.youtube.com/watch?v=ABv3d_X6Nas "Я последний еврей, может быть, последний еврей из Варшавы, душа которого живет в Меджибоже, а разум - в Коцке" Авраам Йеошуа Гешель относился к той маленькой группе людей, которые чувствовали, что они остались "последними свидетелями" еврейства, которое было уничтожено в Холокосте" "На нас лежит обязанность не забыть евреев, которые освятили свою жизнь посредством приближения к небесам"
Баал Шем тов с детства сирота Слоняющийся по лесам Над которым все смеются Поэтому он очень хорошо понимает нищих вдов и сирот И для этих нищих Бог не сокрыт за одеяниями и перегородками А Гаон с детства "илуй" уважаемый мудрец И для него Бог трансцедентен "Маром векадош.. эт дака ушфал руах" - поищу перевод Для святых и возвышенных он трансцедентен Для нищих и униженных имманентен Каждый говорит о своей ступени как всегда

Запись опубликована в рубрике: .