Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

СЕгодня утром пытались "грызть" Баал Шем-скую концепцию цимцум

СЕгодня утром пытались "грызть" Баал Шем-скую концепцию цимцум.

Грызется с трудом. Но кое что прояснилось

Если есть классическая концепция Гаона — зачем нужна контр интуитивная концепция Баал Шем Това?

Насчет "тикун" — исправления. По видимому, исправление присутствует и у Баал Шем Това (хотя и не очень понятно как это сочетается с перманентным творением), только методика другая.

Если классическая методика это "тшува". Раскаяние. Оставление греха и проч. То у Баал Шем Това это "войди в буквы" — буквы Торы и молитвы — и это то, что исправляет. Мысль исправляет.

Возможно, что человек, отчаявшись исправить себя — ибо "грязь" слишком тонка, слишком неформализуема — это причина искать исправления на пути мысли и слова, святых букв.

Человек обнаруживает, что потратив жизнь на исправление "недостатков" он не только не исправил ничего — но наоборот, оброс новыми проблемами.

Другими словами, Баал Шемское исправление — это исправление Нового времени.

Еще один момент: основной акцент делается на свет. Не поиск "недостатков" а сосредоточение на свете, на буквах Торы и молитвы. "Тьму не разгоняют палками".

Стоит еще раз посмотреть последний урок рава Гинзбурга…

* Концепция зла как отчаяния, как депрессии — вполне ложится в эту систему

* С точки зрения "цимцум не буквально" очень понятно, почему рабби Нахман не так уже занимается "нижней тшувой", а сразу переходит на "высшую тшуву"

Возможно что то же относится и к "Игерет аТшува" Алтер Ребе