СЕгодня утром пытались "грызть" Баал Шем-скую концепцию цимцум.
Грызется с трудом. Но кое что прояснилось
Если есть классическая концепция Гаона - зачем нужна контр интуитивная концепция Баал Шем Това?
Насчет "тикун" - исправления. По видимому, исправление присутствует и у Баал Шем Това (хотя и не очень понятно как это сочетается с перманентным творением), только методика другая.
Если классическая методика это "тшува". Раскаяние. Оставление греха и проч. То у Баал Шем Това это "войди в буквы" - буквы Торы и молитвы - и это то, что исправляет. Мысль исправляет.
Возможно, что человек, отчаявшись исправить себя - ибо "грязь" слишком тонка, слишком неформализуема - это причина искать исправления на пути мысли и слова, святых букв.
Человек обнаруживает, что потратив жизнь на исправление "недостатков" он не только не исправил ничего - но наоборот, оброс новыми проблемами.
Другими словами, Баал Шемское исправление - это исправление Нового времени.
Еще один момент: основной акцент делается на свет. Не поиск "недостатков" а сосредоточение на свете, на буквах Торы и молитвы. "Тьму не разгоняют палками".
Стоит еще раз посмотреть последний урок рава Гинзбурга...
* Концепция зла как отчаяния, как депрессии - вполне ложится в эту систему
* С точки зрения "цимцум не буквально" очень понятно, почему рабби Нахман не так уже занимается "нижней тшувой", а сразу переходит на "высшую тшуву"
Возможно что то же относится и к "Игерет аТшува" Алтер Ребе