Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сегодня утром долго думали что читать

Сегодня утром долго думали что читать. Начали с Карлебаха на Берейшит. Продолжили майсами. Натолкнулись на замечательную майсу — это известнейшая майса рабби Нахмана, но в пересказе Шломо Карлебаха она звучит совсем иначе. "Великий исправитель" против "царя скорби". "Великий исправитель" — это один еврей, который постоянно находится в радости. И этой радостью он исправляет сердца других людей. А "царь скорби" — первое что пришло в голову — что это Пуйло. Сидит в своих подземельях, и каждый день придумывает новый закон, чтобы лишить людей радости (совпало необычайно) Но не только. Мы начинаем снова с "Берейшит". Какую интонацию мы выберем — зависит целиком от нас. Мы можем выбрать интонацию "мир грешен, и человек грешен. И над всеми нами висит проклятие Первородного греха"… И… Как только мы запели эту песню, мы сразу попали в цепкие лапы "царя скорби". И он уже позаботится о том, чтобы у нас всегда было о чем скорбить… Но — мы можем выбрать другой мотив. Зависит от нас! Мы можем выбрать веселый мотив. И поэтому "как проведешь шабат берейшит так пройдет весь год". Несмотря на всю, кажется, логику вещей "царя скорби", властвующего над всем миром (он же дурное начало, он же сатана, он же ангел смерти) — мы можем выбрать жизнь. Мы можем сказать себе — и другим — "я выбираю жизнь". И любое падение это лишь условие подъема. Мне кажется, Раши намекает на это в Берейшит. Там есть такое место, когда какой то еретик спрашивает: ведь Всевышний знает, что в конце он уничтожит весь мир. Так чему же он радуется и говорит "и увидел.. что хорошо"? Раши отвечает словами мидраша: "во время радости — радость. Во время скорби — скорбь". Есть место для траура. Но вопрос — какой мотив становится определяющим в твоей жизни — радостный или скорбный?

* Некоторые верующие считают, что сознание своей греховности, "первородного греха" это ключ к исправлению. Возможно, когда то это было так. Но с тех пор уже пришел Баал Шем Тов, и объявил, что началась новая эра — эра радости. Эра веселья. И "исправление" достигается не скорбью, но весельем. * Рав Кук упоминает в одной из своих статей, что христианство несет в себе, несомненно, огромную "психическую энергию". Только эта энергия отравлена духом скорби. Наверное, это первое и главное "исправление", которое требуется христианству (и иудаизму тоже, конечно)