В последние недели я решаю для себя "квадратуру круга": кто прав - Кноль или традиция?
Кноль говорит, что мы произошли от каких то кочевников. Что то вроде современных бедуинов.
Традиция говорит: Моше, гора Синай и т.д.
Кноль говорит: не подтверждено раскопками.
Традиция говорит: 600000 мужчин ходили по Синаю 40 лет.
Кноль говорит: нереально. Раз в 20 меньше....
И что с этим делать?
Есть еще что то что выпадает в осадок по Кноллю: избранность. Провидение. Уникальность истории народа и его достижений.
В конечном счете, я прихожу к выводу, что даже если это "педагогическая истина" - но если эта истина способна производить поколение за поколением талантливых и мудрых людей, то никакой проблемы в этом нет.
Можно смотреть на это как на своего рода "духовную методику" на уровне целой нации.
Я не вижу проблемы в том, чтобы параллельно рассматривать как это было "на самом деле" - но иудаизм "по Кноллю" получится уже очень бедным. А иудаизм "по Занду" выбивает почву из под нашей претензии на Землю Израиля.
И поскольку как "на самом деле" никто не знает - может быть пока не стоит менять основную версию (Моше рабейну, Синай, избранность и т.д). Даже если это "миф" - это хороший, жизнеобразующий миф.
Недавно читал где то, что группа людей (и обезьян) не может превышать 50 человек. Это максимум "прямых" отношений. А дальше нужен миф. Миф "склеивает" индивидуумов в нацию. Таким образом, вопрос не в том, хорошо или плохо - миф, а в том, готовы ли мы "атомизировать" общество, ради какой то абстрактной "абсолютной" истины
Вот такие итоги последнего тишрей.
Но есть одно но: Должны быть "жрецы". "Шаманы". Которые знают ритм. Которые умеют "плясать у костра". И, кажется, этот ритм мы в значительной степени потеряли. Он сгорел в Освенциме. И поэтому сегодняшние "шаманы" иудаизма часто лишены слуха и голоса.
И это порождает отчаяние. Но - когда волею провидения ты вдруг встречаешь настоящего "шамана", и слышишь настоящую мелодию - это "стирает" все искажения и всю фальшь, накопившуюся за год