Христианин Варака ибн Науфал признал в Мухаммаде истинного Пророка но сам и не
Христианин Варака ибн Науфал признал в Мухаммаде истинного Пророка, но сам и не
подумал переходить в ислам; не рассчитывал на это и Мухаммад. Пророк никогда не призы-
вал иудеев или христиан обращаться в религию Аллаха (хотя это, конечно, не запрещалось),
поскольку они уже получили свои подлинные откровения. Коран не отвергает провозвестий и
прозрений пророков минувшего – в нем, напротив, постоянно напоминается о преемственно-
сти религиозных переживаний всего человечества. Это очень важно подчеркнуть, ведь боль-
шинство представителей Запада вряд ли относит терпимость к числу добродетелей ислама. Тем
не менее, в отличие от иудаистов и христиан, мусульмане никогда не считали свое откровение
исключительным. Нетерпимость, которой сегодня попрекают ислам, далеко не всегда вызвана
290 Коран, 24:35.
К. Армстронг. «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе»
118
борьбой за первенство Аллаха и чаще объясняется совершенно иной причиной291: мусульмане
не выносят несправедливости, независимо от того, кто ее допускает – могущественные запад-
ные страны или сами арабские правители (такие, например, как иранский шах Мохаммед Реза
Пехлеви). Коран вовсе не называет иные религиозные воззрения лживыми или несовершен-
ными; каждый новый пророк, напротив, подтверждает и развивает озарения своих предше-
ственников. В Коране сказано, что Бог направлял посланцев ко всем народам земли. Согласно
исламской традиции, таких пророков было уже 124 тысячи – это символическое число подра-
зумевает бессчетность. Таким образом, Коран неустанно повторяет, что его провозвестие не
является принципиально новым и что мусульмане должны нелицемерно признавать родство
своей веры с более древними религиями:
Не препирайтесь с обладателями Книги,
Иначе как с достоинством и честью
Используя наилучший довод,
Помимо тех, кто к вам несправедливо
Чинит (намеренное) зло, —
И говорите: «Мы верим в то,
Что нам ниспослано и вам.
Наш Бог и ваш, поистине, един,
И лишь Единому Ему мы предаемся»292.
Вполне естественно, что Коран отводит особое место посланникам, Которые к тому вре-
мени уже были хорошо известны арабам – Аврааму, Ною, Моисею и Иисусу, то есть иудейским
и христианским пророкам. Кроме них, в Коране упоминаются Худ и Салих – пророки, послан-
ные древнеарабским народам (адитам и самудянам). Современные мусульмане заверяют, что
если бы Мухаммад слышал о буддистах или индуистах, то непременно включил бы в Коран
и упоминания об их мудрецах. После смерти Пророка представители этих вероисповеданий
в Исламской империи пользовались такой же полной свободой, как и христиане или иудеи.
По тем же соображениям мусульмане не сомневаются, что Коран уважительно отозвался бы о
шаманизме американских индейцев и австралийских аборигенов.