Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Очень точное наблюдение что "вера" в изначальном смысле означает "доверие"

Очень точное наблюдение, что «вера» в изначальном смысле означает «доверие». Раши где то говорит «нээман лешалем сахар тов…» — верен обещанию заплатить добрую награду. Другими словами, «вера» изначально означает, что есть некая сила вне меня, способная наградить или наказать меня. Это вера Авраама. Такое определение веры порождает очевидный вопрос: «верю» ли я в этом, изначальном смысле? Или только «пляшу на столе»? * На протяжении всего повествования Библия именует Авраама человеком «веры». Сегодня под верой чаще всего понимают рассудочное согласие с неким вероучением, но для библейских авторов она, очевидно, была вовсе не умозрительной или метафизической. Восхваляя «веру» Авраама, они имеют в виду не его ортодоксальность (следование теологически правильным представлениям о Боге), а степень его доверия – примерно в том же смысле, в каком мы верим в другого человека или в идеал. Авраам – человек веры, поскольку не сомне- вается, что Бог исполнит Свои обещания, даже, казалось бы, самые невероятные. Как сможет Авраам стать отцом могучего народа, если жена его, Сарра, бесплодна? По правде говоря, сама мысль о том, что Сарра, давно пережившая менопаузу, еще способна родить, была настолько нелепой, что, услышав такое пророчество, супруги не удержались от смеха. И когда, вопреки природе, у них все-таки родился сын, его нарекли Исааком – это имя можно перевести как «смех». Шутка, однако, оказалась горькой, так как затем Бог потребовал страшной платы: Авраам должен принести единственного сына в жертву.