В греко-римском
В греко-римском
мире библейский Бог действительно воспринимался многими как божество дикое, то и дело
допускающее промахи и, в целом, не заслуживающее почтения. Около 178 г. языческий фило-
соф Цельс обвинил христиан в узкопровинциальном подходе к идее Бога. Его возмущал тот
факт, что христиане притязают на особое и исключительное положение; Богу угодны все люди,
а эта жалкая горстка христиан твердит: «Господь оставил весь мир и движения небесные, поза-
был о просторах земных, сосредоточив внимание только на нас»187.
Когда римская власть преследовала ранних христиан, их чаще всего обвиняли в «безбо-
жии», так как новая концепция божественного была прямым оскорблением римской морали.
Народ боялся, что христиане, не воздающие должного традиционным богам, поставят под
угрозу все государство, и общественный порядок, и без того неустойчивый, рухнет. Христиан-
ство считали варварской верой, пренебрегающей всеми достижениями цивилизации.