А "первородный грех" грех "вожделения" - это оказывается идея Августина

А "первородный грех", грех "вожделения" - это оказывается, идея Августина. Отсюда и далее "наслаждаться" можно только Богом... Ну и где здесь разница между иудаизмом и христианством? Но самое интересное, что это просто развал Римской Империи навел Августина на подобные идеи, ставшие основой христианского и иудейского мировоззрения на века.

* Глубокая печаль пронизывает и поздние работы Авгу- стина: падение Рима приводит богослова к доктрине Первородного Греха, которая позднее займет центральное место в западном мировоззрении. Блаженный Августин верил, что Бог обрек людей на вечное проклятие за единственный проступок Адама. Врожденная греховность передавалась потомкам первого человека через соитие, оскверненное, по словам Августина, «вожделением» – необъяснимым желанием искать удовольствие не в Самом Боге, а в его тва- рях. Острее всего это удовольствие ощущается при совокуплении, когда рассудок тонет в буре чувственных страстей и твари бесстыдно наслаждаются друг другом, напрочь забывая о Боге. Августинов образ разума, одурманенного хаосом безудержных чувств и дикой страсти, удиви- тельно точно передает положение Рима – западного оплота здравомыслия, закона и порядка, – павшего под натиском варварских племен. В довершение в своей суровой доктрине Августин рисует ужасающий портрет неумолимого Бога: Изгнанный после греха из рая, человек и род свой, зараженный грехом в нем, как в корне, связал наказанием смерти и осуждения; так что все потомство его и осужденной вместе с ним жены рождалось от плотской похоти (в каковой похоти воздано было соответствующее неповиновению наказание) и получило первородный грех, ведущий через заблуждения и различные скорби к тому последнему, бесконечному наказанию вместе с отпавшими ангелами… Следовательно, дело представляется так: осужденная масса всего рода человеческого лежала во зле или катилась и низвергалась из одного зла в другое, и, присоединившись к части согрешивших ангелов, подверглась достойному наказанию за нечестивое отпадение249. В таком катастрофическом свете грехопадение Адама не рассматривали ни иудеи, ни грекоправославные; мусульмане тоже не примут позднее столь мрачного богословия Перво- родного Греха. Эта чисто западная доктрина усугубила предложенный ранее Тертуллианом образ жестокого Бога. Блаженный Августин оставил нам весьма сложное наследие. Религия, которая внушает верующим идею неизбывной порочности человеческой природы, непременно отдаляет людей от самих себя – и наиболее явно такая отчужденность проявлялась в очернении сексуального начала в целом и женщин в частности. Несмотря на то что первоначально христианство отно- силось к женщинам довольно мягко, к эпохе Августина на Западе уже царили женоненавист- нические настроения. Письма Иеронима дышат таким отвращением к женщинам, что време- нами злоба эта наводит на мысли о расстроенной психике. Тертуллиан тоже обрушивался на женщин, видя в них злокозненных искусительниц и вечную угрозу роду людскому: И ты еще не знаешь, что Ева – это ты? Приговор Божий над женским полом остается в силе, пока стоит этот мир, а значит, остается в силе и вина. Ведь именно ты по наущению дьявола первой нарушила Божью заповедь, сорвав с запретного древа плод. Именно ты соблазнила того, кого не сумел соблазнить дьявол. Ты с легкостью осквернила человека, это подобие Бога; наконец, исправление вины твоей стоило жизни Сыну Божьему250. И Августин был с этим полностью согласен. В письме к другу он говорил: «Нет разницы, жена она или мать, – это все та же Ева-искусительница, которой следует остерегаться в любой женщине»251. Более того, Августин никак не мог взять в толк, зачем Богу вообще понадоби- лось создавать женский пол, ведь, в конце концов, «если Адаму и требовалось общество при- ятного собеседника, куда лучше было бы свести двух друзей-мужчин, чем мужчину и жен- щину»252. Единственной задачей женщины было деторождение; но и оно, словно венерическую болезнь, передавало следующему поколению заразу Грехопадения. Религия, которая с подо- зрением смотрит на целую половину рода человеческого и видит в любом непроизвольном движении ума, души или тела симптом гибельного вожделения, может только посеять в людях отвращение к их собственному существованию. Западное христианство так и не оправилось до конца от этого невропатического отвращения, которое до сих пор прорывается неуравно- вешенной реакцией на саму лишь идею посвящения женщин в духовный сан. Восточные жен- щины несли на себе бремя комплекса неполноценности, характерного в ту эпоху для всей ойку- мены, но их сестры на Западе были помечены еще и клеймом презренной и греховной похоти, из-за чего от них надлежало с ужасом и омерзением отшатываться.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .