Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Прекрасно и вполне монотеистично и каббалистично

Прекрасно и вполне монотеистично и каббалистично. Вместо того чтобы начинать свои рассуждения о Боге с Его непостижимой усия, каппа- докийцы заговорили о человеческом восприятии Его ипостасей (hypostases). Поскольку есте- ство Бога – несказанная тайна, люди способны познавать Его лишь через те проявления, кото- рые открываются нам как Отец, Сын и Дух Святой. Это вовсе не означало, что каппадокийцы верили в существование сразу трех божественных сущностей, как представлялось кое-кому из западных богословов. Тех, кто плохо знал греческий, сбивало с толку понятие ипостаси, име- ющее множество смысловых оттенков. Некоторые католические богословы (в частности, Иеро- ним) полагали, будто ипостась означает то же самое, что и усия, и винили греков в поклонении трем божественным сущностям. Однако каппадокийцы всегда подчеркивали, насколько важно помнить о разнице между двумя этими понятиями. Усия объекта делает его тем, что он есть, и относится обычно к тому, каков объект внутренне, в самом себе. С другой стороны, поня- тие ипостась принято употреблять для обозначения того, каков объект внешне, извне. Время от времени каппадокийцы заменяли слово ипостась термином прозопон (prosopon), который некогда означал просто «силу», но позднее приобрел целый ряд вторичных смыслов. Так могли определить, например, выражение лица, отражающее то или иное настроение; в других слу- чаях этим словом называли умышленно выбранную роль либо характер человека, каким его видят со стороны. Следовательно, когда говорилось, что Бог – одна усия в трех ипостасях, имелось в виду следующее: Бог Сам в Себе Един, существует одно-единственное божествен- ное Самосознание, но, открывая Себя перед своими тварями в мимолетных откровениях, Он является нам в трех prosopon. Итак, ипостаси Отца, Сына и Святого Духа не следует отождествлять с Самим Богом, ведь, как пояснял Григорий Нисский, «божественное естество (усия) безымянно и неизъяс- нимо»; «Отец», «Сын» и «Дух» – только «понятия, нами употребляемые» для рассуждения об энергиях, посредством которых Бог дозволяет Себя постигать225. С другой стороны, термины эти обладают большой символической ценностью, поскольку переводят невыразимую реаль- ность на язык понятных нам образов. Люди воспринимают Бога как Высочайшее (Отец, сокры- тый в недосягаемом ослепительном сиянии), Творящее (Логос) и Присущее (Святой Дух), но и эти три ипостаси – всего лишь частичные, неполные проявления Божественного Естества, которое несравненно выше любых образов и понятий226. Таким образом, Троичность следует понимать не буквально, но как определенную парадигму, соответствующую подлинным фак- там сокровенного бытия Бога.