Б-жественна ли Тора ("Тора с Небес")?
Мне так хочется ответить "да", поиску этого "да" я потратил много лет своей жизни.
Но как я могу сказать "да", если я вижу, во что превратился иудаизм сегодня? Скольким людям религиозный фанатизм сломал жизнь? Могу ли я сказать что это "божественно"?
Война ортодоксов с (религиозным) сионизмом - это "божественно"? А война против "маскилим" - тоже божественна? А война хасидов и миснагдим тоже "божественна"? Война тех же ортодоксов против "йоцим бешеела" (снимающих кипу) это тоже божественно? Призывы к "шифлут" (униженности) и "тмимут" (наивности) это тоже "божественно"?
И если это было так в новейшее время. То какие основания считать, что раньше это было иначе?
Или же это "маасэ йедей адам" - "деяние рук человеческих", и тогда в ней, как во всем, что делает человек - перемешаны добро и зло?
С другой стороны. Ведь все идеалы добра и справедливости, которые сегодня есть в иудео-христианском мире - они оттуда. Ведь великие пророки и мудрецы Израиля, призывавшие к добру и справедливости - они были вдохновлены Торой? Ведь они "видели" Б-га в своей душе, он раскрывался в их душах!
А чудесные хасидские мелодии. Разве они не божественны? Я глаза хасидов, полные добра, света и радости - разве они не божественны?
Так как же можно сказать что Тора не "Б-жественна"?
Так может, лучше сказать, "и да, и нет"? Тора - творение рук Б-га... и человека.
Но есть еще аргумент. Мы сегодня наблюдаем творение мифа. Вся история хасидизма - на наших глазах превращается в миф. Вся история "седьмого поколения" - миф. Если главного раввина России уже называют "а-рав а-гаон" - то я понимаю, что мифы сегодня создаются легче, чем когда бы то ни было.
Если рав Ицхак Гинзбург в глазах своих учеников уже равен Ребе или выше него - то я говорю, что мифы очень легко создать, и очень легко внедрить в сознание. И потом очень трудно очистить сознание от этого мифа. Ты уже знаешь что это не так. И тем не менее, что-то в тебе говорит "а вдруг ты ошибаешься"? "А вдруг это "йецер""?
Я говорю о том, что близко мне. Но сегодня кажется, вокруг каждого серьезного рава есть "хацер" ("двор"), и его слова объявляются абсолютной истиной, какую бы чушь он не спорол. И то, что всем остальным это кажется чушью - это ничего не меняет для последователей такого рава. Это "божественно"??
Я удивляюсь и приветствую мужеству христианских исследователей (прежде всего книга Спонга, ставшая для меня событием), находящих в себе силу духа сказать: Христианство не Б-жественно. Большая часть христианской истории это тенценциозный миф. И тем не менее, это - ценнейший опыт человечества. Опыт контакта с Б-жественным. Опыт контакта с "нуминозным" как называют это исследователи. Опыт человеческого духа.
Кажется, можно поучиться у них этой честности, и умению отделить основной "сигнал" от "шума".
Христиане сегодня учат нас, что можно "верить" в археологию и библейскую критику, можно видеть в Торе и НЗ процесс развития, а не "богоданность", и при этом оставаться живым, верующим человеком. Может быть это самое важное. Живая вера сегодня это не слепая вера, а вера открытая миру и науке. Живая вера сегодня это точно не фанатизм, не попытка сагитировать всех вступить в ряды "единственно правильной" веры. Живая вера сегодня это вера в единство Творения, вера в единство душ. И поиски мира между ними, а не сбрасывание с горы непокорных и вольнодумцем. *