Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Б-жественна ли Тора ("Тора с Небес")?

Б-жественна ли Тора («Тора с Небес»)? Мне так хочется ответить «да», поиску этого «да» я потратил много лет своей жизни. Но как я могу сказать «да», если я вижу, во что превратился иудаизм сегодня? Скольким людям религиозный фанатизм сломал жизнь? Могу ли я сказать что это «божественно»? Война ортодоксов с (религиозным) сионизмом — это «божественно»? А война против «маскилим» — тоже божественна? А война хасидов и миснагдим тоже «божественна»? Война тех же ортодоксов против «йоцим бешеела» (снимающих кипу) это тоже божественно? Призывы к «шифлут» (униженности) и «тмимут» (наивности) это тоже «божественно»? И если это было так в новейшее время. То какие основания считать, что раньше это было иначе? Или же это «маасэ йедей адам» — «деяние рук человеческих», и тогда в ней, как во всем, что делает человек — перемешаны добро и зло? С другой стороны. Ведь все идеалы добра и справедливости, которые сегодня есть в иудео-христианском мире — они оттуда. Ведь великие пророки и мудрецы Израиля, призывавшие к добру и справедливости — они были вдохновлены Торой? Ведь они «видели» Б-га в своей душе, он раскрывался в их душах! А чудесные хасидские мелодии. Разве они не божественны? Я глаза хасидов, полные добра, света и радости — разве они не божественны? Так как же можно сказать что Тора не «Б-жественна»? Так может, лучше сказать, «и да, и нет»? Тора — творение рук Б-га… и человека. Но есть еще аргумент. Мы сегодня наблюдаем творение мифа. Вся история хасидизма — на наших глазах превращается в миф. Вся история «седьмого поколения» — миф. Если главного раввина России уже называют «а-рав а-гаон» — то я понимаю, что мифы сегодня создаются легче, чем когда бы то ни было. Если рав Ицхак Гинзбург в глазах своих учеников уже равен Ребе или выше него — то я говорю, что мифы очень легко создать, и очень легко внедрить в сознание. И потом очень трудно очистить сознание от этого мифа. Ты уже *знаешь* что это не так. И тем не менее, что-то в тебе говорит «а вдруг ты ошибаешься»? «А вдруг это «йецер»»? Я говорю о том, что близко мне. Но сегодня кажется, вокруг каждого серьезного рава есть «хацер» («двор»), и его слова объявляются абсолютной истиной, какую бы чушь он не спорол. И то, что всем остальным это кажется чушью — это ничего не меняет для последователей такого рава. Это «божественно»?? Я удивляюсь и приветствую мужеству христианских исследователей (прежде всего книга Спонга, ставшая для меня событием), находящих в себе силу духа сказать: Христианство *не* Б-жественно. Большая часть христианской истории это *тенценциозный миф*. И тем не менее, это — ценнейший опыт человечества. Опыт контакта с Б-жественным. Опыт контакта с «нуминозным» как называют это исследователи. Опыт человеческого духа. Кажется, можно поучиться у них этой честности, и умению отделить основной «сигнал» от «шума». Христиане сегодня учат нас, что можно «верить» в археологию и библейскую критику, можно видеть в Торе и НЗ процесс развития, а не «богоданность», и при этом оставаться живым, верующим человеком. Может быть это самое важное. Живая вера сегодня это не слепая вера, а вера открытая миру и науке. Живая вера сегодня это точно не фанатизм, не попытка сагитировать всех вступить в ряды «единственно правильной» веры. Живая вера сегодня это вера в единство Творения, вера в единство душ. И поиски мира между ними, а не сбрасывание с горы непокорных и вольнодумцем. *