Все гностики начинали с непостижимой реальности именуемой «Божество» от Божества
Все гностики начинали с непостижимой реальности, именуемой «Божество»: от Божества
произошла та меньшая сущность, которую мы называем «Богом». О Божестве нет смысла гово-
рить, поскольку оно совершенно недоступно ограниченному человеческому уму. Как поясняет
Валентин, Божество – это
…Глубина или Первообраз, необъятный и невидимый, вечный и
безначальный, существовавший бесчисленные века в величайшей тишине и
спокойствии. Это мужской эон; ему соприсущ был женский эон «мысль», или
«благодать», или «молчание»180.
Люди всегда строили догадки об этом Абсолюте, но ни одно из объяснений никогда не
станет достоверным. Описать Божество невозможно; оно – не «добро» и не «зло». Нельзя даже
сказать, что оно «существует». Василид утверждал, что в начале не было Бога, было лишь
Божество, и Оно, строго говоря, было «Ничто», потому что не существовало в привычном
смысле слова181.
Однако Ничто пожелало стать познанным, чтобы не оставаться далее в полном одиноче-
стве в Глубине и Безмолвии. В недрах его бездонной сущности произошли радикальные пере-
мены, следствием которых стал ряд эманаций, сходных с теми, о каких рассказывали древние
языческие мифы. Первой эманацией был «Бог», которому сейчас поклоняются. Но и «Бог»
был недоступен человеку, а само понятие нуждалось в дальнейшем прояснении. По этой при-
чине от него попарно исходили все новые эманации (именуемые эонами), и каждая выражала
одно из божественных свойств. «Бог» не имел пола, но каждая пара эманаций, как в «Энума
элиш», состояла из мужского и женского – так создатели этой системы пытались избавиться
от преобладания мужского элемента, присущего традиционному монотеизму. Очередные пары
эманаций становились все слабее и разреженнее, так как все больше отдалялись от божествен-
ного Источника. Когда же появилась тридцатая такая пара эманации, процесс завершился и
божественный мир – Плерома – принял свой окончательный вид. Ничего возмутительного в
космологии гностиков не было: в ту эпоху все верили, что космос изобилует эонами, демонами
и прочими духовными силами. Апостол Павел говорил о Престолах, Господствах, Властях и
Силах, а для философов было самоочевидным, что такие незримые силы суть древние боже-
ства и посредники между людьми и Единым.