Когда эти радикальные идеи распространились на европейский континент новое поко-
Когда эти радикальные идеи распространились на европейский континент, новое поко-
ление историков взялось за объективный пересмотр церковной истории. Так, в 1699 г. Готф-
рид Арнольд опубликовал беспристрастное исследование «История церквей от начала Нового
Завета до 1688 года», где показывал, что нынешняя ортодоксия вовсе не восходит к изна-
чальной Церкви. Иоганн Лоренц фон Мосгейм (1694–1755 гг.) в своей авторитетной работе
«Институты в церковной истории» (1726 г.) сознательно отделил историю от богословия. Дру-
гие историки (в частности, Джордж Уолш, Джованни Бут и Генри Морис) изучали историю
сложных доктринальных противостояний – арианства, споров о filioque, многочисленных цер-
ковных дебатов IV–V вв. Многим верующим весьма неприятно было узнать, что привычные
догмы о естестве Бога и Христа на самом деле разрабатывались долгими столетиями, а не
излагались непосредственно в Новом Завете. Не означает ли это, что они – просто вымысел?
Кое-кто заходил еще дальше и применял научную объективность даже к Новому Завету. Гер-
478 Ibid., pp. 231–232.
479 Quoted in Jaroslav Pelikan, The Crhistian Tradition, A History of the Development of Doctrine, 5 vols., V Christian Doctrine
and Modern Culture (Since 1700) (Chicago and London, 1989), p. 66.
480 Ibid., p. 105.
К. Армстронг. «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе»
233
ман Самуил Реймарус (1694–1768 гг.) попробовал написать критическую биографию самого
Иисуса. Вопрос о Человечности Христа покинул мистическую и доктринальную сферы и стал
в Век Разума предметом научных изысканий, что ознаменовало подлинное начало современ-
ной эпохи скептицизма. Реймарус доказывал, что Иисус просто мечтал основать благочинное
государство, а когда Его миссия потерпела провал, от отчаяния пошел на смерть. Ученый под-
черкивал, что евангельский Иисус никогда не говорил, будто явился искупить человеческие
грехи. Идея искупления, занявшая впоследствии центральное место в Западной Церкви, впер-
вые появилась лишь у апостола Павла, которого и следует считать истинным основополож-
ником христианства. Таким образом, Иисуса следует чтить не как Бога, а как проповедника
«замечательной, простой, возвышенной и практичной веры»481.
Все большее число христиан начинало стыдиться
многочисленных жестоких эпизодов истории христианства – кошмарных крестовых походов,
судов инквизиции и гонений во имя «праведного» Бога. В ту эпоху, когда людей все больше
манила свобода личности и совести, насильственное навязывание веры в ортодоксальные док-
трины выглядело особенно омерзительным. Кровавая бойня, затеянная верующими в эпоху
Реформации, и ее трагические последствия, похоже, стали для европейцев последней каплей.
Вера в разум казалась верным ответом. Но мог ли Бог, лишенный той таинственности, что
долгими веками берегла Его действенную религиозную значимость во множестве других тече-
ний, – мог ли такой Бог по-прежнему привлекать христиан с богатым воображением и сильной
интуицией? Пуританского поэта Джона Мильтона (1608–1674 гг.) больше всего удручала лето-
пись нетерпимости христианства.