В I в. н. э. в иудаизме тоже росла жажда божественной имманентности. Личность Иисуса вполне соответствовала чаяниям людей. Апостол Павел, первый христианский автор и осново- положник христианства как религии, считал, что Иисус сменил Тору и отныне является глав- ным самооткровением Господа перед миром159. Остается лишь гадать, что под этим понима- лось. Послания Павла были скорее ответами на конкретные вопросы, а не последовательным и строгим изложением богословия. Очевидно, что он считал Иисуса Мессией: само слово «хри- стос» является переводом древнееврейского Massiach, «помазанник». Кроме того, об Иисусе апостол говорил как о человеке необычном, хотя, как правоверный иудей, никогда не утвер- ждал, будто Иисус – воплощенный Бог. Для описания своих чувств Павел постоянно пользу- ется выражением «во Христе»: христиане живут «во Христе», его смертью они крещены, а Цер- ковь каким-то загадочным образом составляет Тело Христово160. Доказывать подобные истины логически Павел даже не пытался. Как и у многих других иудеев, у него были самые смут- ные представления о греческом рационализме, который он именует попросту «безумием»161. Все основано на чисто субъективных, мистических впечатлениях, и потому апостол описывает Иисуса как атмосферу, где «мы Им живем и движемся и существуем»162. Иисус стал для Павла источником религиозных переживаний, и апостол рассказывает о нем с таким благоговением, с каким его современники говорили, должно быть, только о Боге.