В I в
В I в. н. э. в иудаизме тоже росла жажда божественной имманентности. Личность Иисуса
вполне соответствовала чаяниям людей. Апостол Павел, первый христианский автор и осново-
положник христианства как религии, считал, что Иисус сменил Тору и отныне является глав-
ным самооткровением Господа перед миром159. Остается лишь гадать, что под этим понима-
лось. Послания Павла были скорее ответами на конкретные вопросы, а не последовательным и
строгим изложением богословия. Очевидно, что он считал Иисуса Мессией: само слово «хри-
стос» является переводом древнееврейского Massiach, «помазанник». Кроме того, об Иисусе
апостол говорил как о человеке необычном, хотя, как правоверный иудей, никогда не утвер-
ждал, будто Иисус – воплощенный Бог. Для описания своих чувств Павел постоянно пользу-
ется выражением «во Христе»: христиане живут «во Христе», его смертью они крещены, а Цер-
ковь каким-то загадочным образом составляет Тело Христово160. Доказывать подобные истины
логически Павел даже не пытался. Как и у многих других иудеев, у него были самые смут-
ные представления о греческом рационализме, который он именует попросту «безумием»161.
Все основано на чисто субъективных, мистических впечатлениях, и потому апостол описывает
Иисуса как атмосферу, где «мы Им живем и движемся и существуем»162. Иисус стал для Павла
источником религиозных переживаний, и апостол рассказывает о нем с таким благоговением,
с каким его современники говорили, должно быть, только о Боге.