Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

05

Кажется, я на какое то время снова выпал из иудаизма в программизм…Надолго ли покажет время Однако и там, и там кажется, одна и та же проблема. Когда то 30 лет назад в России требовалось писать программы на ассемблере или программировать в нотпаде. Это считалось высшим шиком. Сейчас требуется разбираться в фреймворках, читать документацию и придерживаться принятого стиля написания кода (дизайн патерны и т.д.) Кажется, то же самое и с иудаизмом. Когда то это было в основном энтузиазм любителей.
В шабат было интересно. После недели интенсивного программизма приходишь в синагогу и молиться влом совершенно, и спрашиваешь себя, а может я похож на того кота из анекдота, которого выучили ходить на задних лапах? Все хорошо, пока он не видит мышь. Видит мышь, и «природное сознание» берет верх.. Так и я, пытался последние годы делать вид что я типа круто религигоозный, и вот увидель «мышь» в виде какого то интересного проекта, и вся моя религиозность куда то улетчилась? Тов. Прихожу в синагогу. Листаю маамар в двар малхут. «И ты свят сидящий среди прославлений Израиля». Известная майса, которой Ребе дает совершенно нетривиальное толкование. Что если ты не занимаешься этим миром — то Вс-вышнему мало от тебя толку…
(продолжение) Днем пошел к р. Ицику Шапиро. Р. Ицик продолжает удивлять (я вроде обещался перевести еще его урок). Р. Ицик вдруг рассказывает, что рав лет тридцать назад приехал на Кевер Йосеф (могилу Йосефа) и начал петь известную сионистскую песню, которые все досы просто ненавидели. . Смысл был что рав изначально находился на позициях светского сионизма и оттуда он пришел куда где он сейчас. Я долго думал, для чего рав Ицик мне это говорит. И подумал. что может это как раз про кота на задних лапах.
Мысль которая проявляется у меня в разных вариациях в посдежнее время: попытка «вывести» и «построить» себе иудаизм из каких то громких фраз и киких то более менее очевидных лозунгов — то чем я так люблю заниматься — это ра самом деле полная фигня. Это на уровне гера который хочет стать первосвященником. Старый Илель ничего не говорит ему. Только «иди учись». Сколько времени возьмет пончть что мои «выведенные» из каких то принципов представления об иудаизме имеют мало отношееия к тому что тауое иудаизм в дейсьвительности — хороший вопрос. Лет сорок.
(с нашего вотсапа) Давно не был на форуме это первое что выплыло. Вопрос, на мой взгляд, не в том что «страшнее» или «хуже». Вопрос скорее в идеологии. Идеология фашизма — это идеология «сверхчеловека» Ницше. Опущенная, естественно, ниже плинтуса. Идеология сталинизма — это идеология всемирного счастья и добра и справедливости. Тоже, опущенная, очевидно, в несовершенную реальность и взорвавшуюся. Т.е., из фашизма мы можем выучить, к чему приводит идея «суперменства». Все эти сегодняшнии практики «аацама ишит» — как это по русски? «Усиления личности» — в «лимите» (т.е., в пределе) это фашизм… А социализм — это идеология бедности, тоже доведенная до лимита. И это идеология полного самоуничтожения. Т.е., кажется, здесь столкнулись идеология абсолютного «йеш» и абсолютного «аин». Абсолютного «рацо» (социализм) и абсолютного «шов» (немецкий прагматизм, старики не нужны, больные не нужны, нищие не нужны, сумасшедшие не нужны — их нужно отправить на «мыло» в буквальном смысле. Социализм это небеса. Это атеизм отрицающий Б-га потому что он недостаточно справедлив. Нацизм это преисподняя. Самые низкие наклонности человеческой натуры. Россия и Германия? Природные качества наций? Возможно. Тем не менее, в социализме я могу увидеть очень высокую искру святости, зажегшую половину человечества, породившую все освободительные движения двадцатого века и т.д. В нацизме? Нацизм это нация обиженная на «несправедливый» версальский договор, и приведшая Гитлера к власти, за обещания восстановить «национальное достоинство». Я готов согласиться что разрушительная сила чрезмерного стремления «наверх» больше и глубже. Нацизм в сущности это звериное начало, сидящее внутри каждого из нас, и выпущенное на какой то момент из клетки. Интересно, что нацизм, в общем, раскаялся. И Германия выплатила огромные репарации Израилю. Социализм — нет. Потому что там сидят очень высокие искры.
(это тоже из вотсапа) В человевке сидит огромное стремление самореализоваться, здесь на земле. В прошедшую субботу я гулял по Иерусалиму, дошел до миньяна рава Штейнзальца, и думал по дороге о том, что в иудаизме есть два начала. Одно — стремление к Б-гу, поиски Б-га, Б-гоискательство. Второе, кажется, менее для нас очевидное, хотя Тора говорит об этом постоянно но мы как бы не слышим, что Тора — это «Тора жизни», это как жить а не как умирать. Это рацо и шов? Очевидно. Но так лучше и понятнее. У меня есть стремление подняться наверх. И у меня есть стремление реализоваться здесь, в этой жизни. И это не только я. Это Тора говорит. что нужно подняться наверх и нужно реализоватсьяс внизу. И на вопрос «что важнее» или «что первичнее» Тора отвечает — важнее, и первичнее, и цель и смысл всего — это здесь, внизу. Поэтому хайтек — в который я ушел на последние две недели — это не «йецер», а нечто очень глубокое в душе, реализоватьс,я, состояться, не вести жизнь шнорера и бомжа. И это суть. Я поэтому пошел к Штейнзальцу, поскольку он олицетворяет для меня именно Тору как то, что указывает нам как жить в этом мире, как строить себя и строить этот мир. Он удостоен очень престижной премии Израиля, «дело жизни» — так это называется — как признание его заслуг именно в строительстве религиозного общества и наведении мостов между религиозными и нерелигиозными. Это «шов», это жизнь
Ворт, который не выходит у меня из головы. Слышал от рава Шаула Вайнгурта. Когда Моше рабейну дискутирует с Вс-вышним по поводу того не нажать ли на кнопку «ресет», он аргументирует это тем, что «кресло на трех ногах не устоит, а на одной ноге устоит»? Вс-вышний принимает эту аргументацию, и отказывается от намерения нажать рестарт. рав Вайнгурт сказал от имени рава Маниту, что «кресло на трех ногах» — Авраам, Ицхак, и Яаков — это Тора которая передается из поколения в поколение. Тора религиозных с детства (это уже мое добавление).
Наверное этот урок требует комментария. http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/sod-hashem/64-libo-doeg-bekirbo.htm Рав говорит, что можно всю жизнь потратить на изучение каббалы, и это не затронет тебя даже на миллиметр. И соотвествтенно не изменит тебя тоже даже на миллиметр Может бы быть иначе? рав говорит, да. Если в твоем сердце поселилась тревога, которую ничто не может утолить. И только тайны каббалы утоляют эту жажду, этот страх, эту тревогу — то ты, как говорится, «наш клиент». Я не думаю, что это нечто что можно понять «извне». Но человек, которому знакомо это внутреннее ощущение — этот текст просто обьясняет, как это работает.
Грустные мысли у меня в голове. Жил был человек. И однажды он сильно проголодался. До такой степени что чуть не умер от голоду. И с тех пор такая простая процедура как принятие пищи начала вызывать у него состояние близкое к оргазму… В какой то момент человек замечает, что прием пищи превратидся в близкое к оргазму состояние и с тех пор он кушает пишу не ради пищи в ради оргазма. Со временем от хлеба уже нет оргазма. Тогда в рацион добавляется хлеб с маслом. Потом с красной рыбой. Потом.. и тд.
Поэтому один из основнных принципов иудаизма это «не бери взятки». «Ибо взятка ослепляет зрячих и искривляет слова праведные». «Взятка» когда человек обьясняет себе что поступает какмм то образом потому что так правильно делать по Торе. А на самом деле он это делает потому что так ему в кайф и «рацон матэ эт асехел», желание отклоняет разум». Дальше все зависит только от дозы предстоящего кайфа и степени самоконтроля и метакогниции. Есть доза отключающая мозги. Есть доза отключающая совесть. Есть доза отключающая человечность. Дальше уже идут дозы толкающие человека на насилие и т.д.
Из вышесказанного никак не следует что получать удовольствия от жизни или от Торы нельзя. Наоьорот. Вс-вышний называется источником наслаждений и сущностью наслаждения. И Вс-вышний называется жизнью. Отсюда следует что жизнь и наслаждение это близкие если не идентичные понятия. Жизнь *это* наслаждение. И Вс-вышний помещает человека в Ган Эйден чтобы наслаждаться жизнью. Речь только о том что есть «таг мехир» (цена) наслаждения. И не бывает бесплатных удовольствий. Кстати наслаждение «онег» и касание «негиа» — это те же буквы. Собственно как и «нэга» (язва)
По Ган Эйдену можно было ходить без одежды и заниматься любовью без стеснения. Другими словами наслаждение было раскрыто и не было необходимости его скрывать. Аналогия — уровень сознания младенца. Нет сознания нет необходимость скрывать или как то одевать наслаждение. Как только начинается взросление появляется стеснение ходить без одежды. Оно же — стеснение получать наслаждение а чистом виде. Наслаждение обязано «облачиться» во что то. Времена мошиаха и раскрытие хасидизма это в общем, в лимите это возвращение в ган эйден. «Ты будешь видеть своих учителей» — без всякого облачения — как подчеркивается в хасидут. Понятно что сейчас переходный процесс. И как всякий переходный процесс он неустойчив. Любая попытка «раздеться», раскрыться больше чем уже можно — превращает человека в «наркомана»
В продолжение темы. Если Вс-вышний это источник наслаждения и сущность наслаждения то наверное душа это то же самое. Рабби Нахман говорит что душа это разум. И сильный разум указывает на высокую душу. Аналогично можно предположить чем выше душа тем больше тяга к наслаждению. И тем сложнее испытание (нечто похожее видел когда то в сефер гилгулим что основная проблема пгам брит это именно у высоких душ). То есть чем выше душа тем больше она стремиться к наслаждению. И тем важнее уравновесить его тшувой и добрыми делами
Ну хррошо. Тогда что такое цадик? Праведник подобен Творцу. Творец, ацмут это всегда единство противоположностей. Возможно именно поэтому есть классическая формула, что во «внешних домах» есть радость и веселье, а во внутренних плач. Этот внутренний плач уравновешивает и делает возможным внешнее веселье. И то же для праведника. И то же в общем движение тшувы — плач с одной стороны и радость с другой Поэтому когда рав говорит о шифлут или Ребе говорит о каббалат ол это только «прикрытие» и сосуд для того света который он хочет раскрыть
Одна тз достаточно часто повторяющихся идей у рава, этт то, что так же как творение мира начинается с цимцум, так и творение мира каждого отдельного человека если только он хочет чего то построить а не оставаться в состоянии нирваны начинаеься с цимцум. У этого личного цимцум есть несколько аспектов. Первый самый общий, это сокращение свет. Свет это жалость и наслаждение. Чтобы сотвлрить мир, Вс-вышний сжал и сокрыл свое бесконечное сострадание и бесконечное наслаждение. Так и творение нашего личного мира может начаться только с сжатия и сокрытия личной жалости, прежде всего к самим себе, и требования полного пониманмя и сострадания к себе от окружающих в каждый данный момент времени.
אם בחוקותי תלכו — «если по законам моим идти будете» «Хукотай» — законы — это цимцум, клалим, правила игры, программа (откуда я щнаю что это программа? По слову «если» 🙂 ) Телеху — идти будете — это аспект «меалех», идущий, как обьясняется в хасилут хабад. Т.е. аспект бесконечности, бли гвуль, который раскрывается в хуким
В продолжение темы таанугим (удовольствий). Таануг это как воздух или как любовь (Ilan Arbel) — находится везде и доступен всем и совершенно бесплатно. Проблема как говорит Арбель, когда человек начинает думать, что за любовь (или за воздух) надо платить. И тогда ествественная потребность в любви и в наслаждении и в воздухе превращается в зависимость. И человек платит, готовый растоптать собственное «я» за немного «цуми» (чтобы кто то обратил на него внимание). Какой же выход? Баал Шем Тов говорит если человек «болен» эгоизмом то надо дать ему столько любви чтобы он почувтсвовал какой он эгоист..
Выступление рава Ицхака Гинзбурга на зажигании традиционного костра в праздник Лаг Баомер 23 мая 2019 года в Москве «В нашем поколении, поколении мошиаха, сначала следует связать себя с сокровенной Торой, получить сокровенную Тору, и только после этого и в заслугу этого получают все Тору целиком. Нет радости подобной радости раскрытия раскрытия души Торы. Душа Торы связана с душой народа Израиля, связана с самыми сокровенными ступенями Бесконечного Б-жественного света, благословен Он. Этот день связывает между сокровенным в Торе, сокровенным внутри нас, и сокровенным в Б-жественности»
Что означает «тупость сердца»? Из нашей главы (Бехукотай) следует что «тупое» («необрезанное») сердце — это высокомерное сердце. Стих говорит (после перечисления всех наказаний и т.д.) «или тогда подчинится их необрезанное сердце». Отсюда ясно, что «тупое сердце» это сердце высокомерное. Что означает высокомерное сердце? Почему то мне кажется, что это означает неспособность человека признать свою слабость, признать то, что он нуждается в других людях. Признать свои проступки — это из той же серии.
Есть некая идея — возможно стоит ее озвучить. Я могу сколкьо угодно изображать свою религиозность, или изучать религиозную литературу, но «хард-кор» человека на самом деле меняется очень мало, если вообще. То что заложено в детстве — остается на всю жизнь. О чем я? У хасидов любят говорить: «нахат руах леРебе». «Делай потому что Ребе хочет». «Сделай это ради Ребе»… Слышите продолжение? «Скушай ложечку супа за папу, за маму, за бабушку…» Я о том, что мы приходим в тшуву уже сложившимися людьми. Характер закладывается до 7 лет — дальше только развитие.
Еще один момент. В субботу был урок рава Шапиро, обсуждалась концепция цимцума. Рав Шапиро предложил следующую аналогию: Есть некий писателЬ, который пишет некий роман. В этом романе, скажем, есть двести персонажей. Все эти персонажи, по большому счету — это сам автор. Проблема в том, что для самих этих персонажей — их реальность это единственная реальность которая им доступна. Как это связано с цимцум? — У Вс-вышнего есть множество историй. Давайте назовем это так. Вс-вышний это «сказки тысячи и одной ночи», или «три тысячи притчей» или как угодно, роман с 200 героями. Когда мы берем только одну сказку, только одну версию, только одного героя, только один нарратив — это называется цимцум.
Пару недель нащад я пытался сделать какую то «хавруту» по книге рава «сод аШем». Эта хаврута продердалась недолго но заставила менч задуматься об одной вещи. Вся идея книги «сод аШем» это пробудить «дриша» («поиск») в сердце человека. Я подумл что можно «взять» это в отношения между людьми. Мы общаемся друг с другом, видим друг друга как правило очень «пшатным» образом. Вопрос способны ли мы пробудить «поиск» в своем сердце, чтобы увидеть в своем товарище «друш», «ремез» и «сод»? Может как раз для этогт стоит учит каббалу и хасидут?
Слышал сегодня от одного человека: «если ты не способен увидеть в городском сумасшедшем (варианты: бомже, попрошайке и тд) человека — то тебе еще рано учить каббалу. Рассказвл мне что в одной ешиве каббалистов так учат первокурсников — направляют их работать с умалишенными и тд.. только после этого подпускают к святым текстам… Чем то мне напомнило ешиву рабби Амоса в Нетании — там тоже много таких людей. Или просто обьяснило мне как отличить настоящего «каббалиста» от мнимого… Только что я могу сделать если я далек от этого на десять тысяч верст..
Баал Шем Тов говорит что перед приходом мошиаха лжеправедников будет больше чем листьев на дереве.. Осталось только понять что это означает практически. Можно понять по пшату. Ты нашел себе праведника? Проверяй, не фальшивый ли он. И если не дай Б-г он даже чуточку фальшивый то беги от него подальше и ищи настоящего. Но может можно обьяснить чуть иначе? Что он действительно праведник. Но при этом чуточку ложный. Или даже не чуточку а сильно ложный. В Гемаре где то сказано что пророчество осталось только у детей или сумасшедших. И поэтому может быть настоящий праведник. И при этом чуточку раша (грешник) или даже чуточку (или не чуточку) сумасшедший.
Вчера был фарбренген «йесод шебейесод». Тема была в основном предстоящий сбор денег на Галь Эйнай (надеюсь что участники наших урлков тоже поучаствуют, линк скоро будет) Самый сильный ворт был что есть таме-асур-пасуль. Нечистый-запрещенное-негодное. Обьяснил, что нечистый — таме — это тимтум а-лев. Человек который не ощущает в своей буше никакого Б-жественного света. Запрещенный — асур бидей хицоним — модет чувтсвовать Б-жественность но он «завязан» с хицоним и они получают подпитку от его добрых дел.
Можно подумать почему действие это главное особенно если человек хочет учить каббалу. Суть каббалы это итапха. Превращение горечи в сладость и тьмы в свет. Что на самом деле подразумевает что нет четкой границы между тьмой и светом.. Понятно что из этой точки можно подняться очень высоко но можно также упасть очень низко. Поэтому необходимо чтобы действие предшествовало и открытая Тора предшествовала