Поэтому один из основнных принципов иудаизма это "не бери взятки". "Ибо взятка ослепляет зрячих и искривляет слова праведные". "Взятка" когда человек обьясняет себе что поступает какмм то образом потому что так правильно делать по Торе. А на самом деле он это делает потому что так ему в кайф и "рацон матэ эт асехел", желание отклоняет разум".
Дальше все зависит только от дозы предстоящего кайфа и степени самоконтроля и метакогниции. Есть доза отключающая мозги. Есть доза отключающая совесть. Есть доза отключающая человечность. Дальше уже идут дозы толкающие человека на насилие и т.д.
Из вышесказанного никак не следует что получать удовольствия от жизни или от Торы нельзя. Наоьорот.
Вс-вышний называется источником наслаждений и сущностью наслаждения. И Вс-вышний называется жизнью. Отсюда следует что жизнь и наслаждение это близкие если не идентичные понятия.
Жизнь *это* наслаждение. И Вс-вышний помещает человека в Ган Эйден чтобы наслаждаться жизнью.
Речь только о том что есть "таг мехир" (цена) наслаждения. И не бывает бесплатных удовольствий.
Кстати наслаждение "онег" и касание "негиа" - это те же буквы. Собственно как и "нэга" (язва)
По Ган Эйдену можно было ходить без одежды и заниматься любовью без стеснения. Другими словами наслаждение было раскрыто и не было необходимости его скрывать. Аналогия - уровень сознания младенца. Нет сознания нет необходимость скрывать или как то одевать наслаждение.
Как только начинается взросление появляется стеснение ходить без одежды. Оно же - стеснение получать наслаждение а чистом виде. Наслаждение обязано "облачиться" во что то.
Времена мошиаха и раскрытие хасидизма это в общем, в лимите это возвращение в ган эйден. "Ты будешь видеть своих учителей" - без всякого облачения - как подчеркивается в хасидут. Понятно что сейчас переходный процесс. И как всякий переходный процесс он неустойчив. Любая попытка "раздеться", раскрыться больше чем уже можно - превращает человека в "наркомана"
В продолжение темы. Если Вс-вышний это источник наслаждения и сущность наслаждения то наверное душа это то же самое.
Рабби Нахман говорит что душа это разум. И сильный разум указывает на высокую душу.
Аналогично можно предположить чем выше душа тем больше тяга к наслаждению. И тем сложнее испытание (нечто похожее видел когда то в сефер гилгулим что основная проблема пгам брит это именно у высоких душ).
То есть чем выше душа тем больше она стремиться к наслаждению. И тем важнее уравновесить его тшувой и добрыми делами
Ну хррошо. Тогда что такое цадик? Праведник подобен Творцу. Творец, ацмут это всегда единство противоположностей. Возможно именно поэтому есть классическая формула, что во "внешних домах" есть радость и веселье, а во внутренних плач. Этот внутренний плач уравновешивает и делает возможным внешнее веселье. И то же для праведника. И то же в общем движение тшувы - плач с одной стороны и радость с другой
Поэтому когда рав говорит о шифлут или Ребе говорит о каббалат ол это только "прикрытие" и сосуд для того света который он хочет раскрыть