Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

21

Поэтому один из основнных принципов иудаизма это «не бери взятки». «Ибо взятка ослепляет зрячих и искривляет слова праведные». «Взятка» когда человек обьясняет себе что поступает какмм то образом потому что так правильно делать по Торе. А на самом деле он это делает потому что так ему в кайф и «рацон матэ эт асехел», желание отклоняет разум». Дальше все зависит только от дозы предстоящего кайфа и степени самоконтроля и метакогниции. Есть доза отключающая мозги. Есть доза отключающая совесть. Есть доза отключающая человечность. Дальше уже идут дозы толкающие человека на насилие и т.д.
Из вышесказанного никак не следует что получать удовольствия от жизни или от Торы нельзя. Наоьорот. Вс-вышний называется источником наслаждений и сущностью наслаждения. И Вс-вышний называется жизнью. Отсюда следует что жизнь и наслаждение это близкие если не идентичные понятия. Жизнь *это* наслаждение. И Вс-вышний помещает человека в Ган Эйден чтобы наслаждаться жизнью. Речь только о том что есть «таг мехир» (цена) наслаждения. И не бывает бесплатных удовольствий. Кстати наслаждение «онег» и касание «негиа» — это те же буквы. Собственно как и «нэга» (язва)
По Ган Эйдену можно было ходить без одежды и заниматься любовью без стеснения. Другими словами наслаждение было раскрыто и не было необходимости его скрывать. Аналогия — уровень сознания младенца. Нет сознания нет необходимость скрывать или как то одевать наслаждение. Как только начинается взросление появляется стеснение ходить без одежды. Оно же — стеснение получать наслаждение а чистом виде. Наслаждение обязано «облачиться» во что то. Времена мошиаха и раскрытие хасидизма это в общем, в лимите это возвращение в ган эйден. «Ты будешь видеть своих учителей» — без всякого облачения — как подчеркивается в хасидут. Понятно что сейчас переходный процесс. И как всякий переходный процесс он неустойчив. Любая попытка «раздеться», раскрыться больше чем уже можно — превращает человека в «наркомана»
В продолжение темы. Если Вс-вышний это источник наслаждения и сущность наслаждения то наверное душа это то же самое. Рабби Нахман говорит что душа это разум. И сильный разум указывает на высокую душу. Аналогично можно предположить чем выше душа тем больше тяга к наслаждению. И тем сложнее испытание (нечто похожее видел когда то в сефер гилгулим что основная проблема пгам брит это именно у высоких душ). То есть чем выше душа тем больше она стремиться к наслаждению. И тем важнее уравновесить его тшувой и добрыми делами
Ну хррошо. Тогда что такое цадик? Праведник подобен Творцу. Творец, ацмут это всегда единство противоположностей. Возможно именно поэтому есть классическая формула, что во «внешних домах» есть радость и веселье, а во внутренних плач. Этот внутренний плач уравновешивает и делает возможным внешнее веселье. И то же для праведника. И то же в общем движение тшувы — плач с одной стороны и радость с другой Поэтому когда рав говорит о шифлут или Ребе говорит о каббалат ол это только «прикрытие» и сосуд для того света который он хочет раскрыть