Еще один момент. В субботу был урок рава Шапиро, обсуждалась концепция цимцума. Рав Шапиро предложил следующую аналогию: Есть некий писателЬ, который пишет некий роман. В этом романе, скажем, есть двести персонажей. Все эти персонажи, по большому счету - это сам автор. Проблема в том, что для самих этих персонажей - их реальность это единственная реальность которая им доступна. Как это связано с цимцум? - У Вс-вышнего есть множество историй. Давайте назовем это так. Вс-вышний это "сказки тысячи и одной ночи", или "три тысячи притчей" или как угодно, роман с 200 героями. Когда мы берем только одну сказку, только одну версию, только одного героя, только один нарратив - это называется цимцум. * Мне понравилась эта аналогия, и я вспомнил интересный разговор, который состоялся у меня в пятницу в синагоге в Рехавии с одним известным хабадским "маскилем" и идеологоом. Я подошел к нему, и сказал, что был в Москве, и меня попросили написать или найти человека, способного написать статью и сути разногласий между равом Шахом и Любавичским Ребе. Рав С. резко ответил, что "не было разногласий. Рав Шах это не "бар плугта" (типа, кто такой рав Шах чтобы спорить с Ребе)... Я возмутился. и сказал что я предпочитаю жить в реальности где есть разные точки зрения, а не в реальности где есть единственно верная точка зрения..
Всю эту историю я вспомнил в связи с концепцией цимцума у рава Шапиро. Я рассказал это раву Шапиро, он ответил: "если ты не принимаешь хабадского нарратива то ты не хабадник"...
Тоже достаточно интересное заявление. Что делает меня Хабадником? Утверждение что "рав Шах недостоин спорить с Ребе" - это то, что делает меня хабадником?
Но в основном - это вопрос - в какой истории, в какой "сказке" я хочу жить? В "Сказке" где рав Гинзбург "восьмое поколение"? Или в сказке, где Ребе лидер седьмого поколения и продолжает руководить нами и сейчас? Или еще в какой то сказке/нарративе?
По богльшому счету, я предпочитаю видеть во всех этих сказках/нарративах только притчу, пример, машаль.
Мне почему-то куда интереснее понять автора, чем вживаться до конца в один и только один персонаж.