Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть некая идея - возможно стоит ее озвучить

Есть некая идея — возможно стоит ее озвучить. Я могу сколкьо угодно изображать свою религиозность, или изучать религиозную литературу, но «хард-кор» человека на самом деле меняется очень мало, если вообще. То что заложено в детстве — остается на всю жизнь. О чем я? У хасидов любят говорить: «нахат руах леРебе». «Делай потому что Ребе хочет». «Сделай это ради Ребе»… Слышите продолжение? «Скушай ложечку супа за папу, за маму, за бабушку…» Я о том, что мы приходим в тшуву уже сложившимися людьми. Характер закладывается до 7 лет — дальше только развитие. И если в моем характере заложено, что единственная ответственность, которую я понимаю, единственное, перед чем я готов держать ответ — это моя собственная совесть. Сосбтвенно, как и у каждого, скорее всего, светствкого человека — единственный критерий истины — это его собственная совесть — То что происзходит, когда я делаю тшуву, или прихожу в Хабад, и там пытаются подменить критерий ответственности перед собственной совестью критерием ответственности перед Б-гом или перед праведником? Происходит нечто очень плохое. Я просто превращаюсь в человека, который ни перед кем и ни перед чем не отвечает. Руководстввоваться собственной совестью, мне говорят, опасно. А вдруг это клипа? А вдруг это йешут? А вдруг это йецер? Страх перед Б-гом? Будем откровенны, это скорее воображаемое, чем реальное. Связь с праведником? В прошлом году был урок рава в Бат Аин на Лаг Баомер. Рав сказал там, что баал тшува «митпаэль» от Б-жественности. Что это значит? Баал тшува не *любит* Б-га. И не *боится* Б-га. Баал тшува — это тот, кто приходит в синагогу и говорит «вау это круто». Только этого баал тшувного «вау это круто» недостаточно, чтобы на этом строить жизнь. Поэтому когда мне говорят: «делай потому что это воля Ребе», или воля рава, или воля Вс-вышнего — я хочу сказать: друзья, успокойтесь. Я готов что-то делать только потому, что так подсказывает мне моя собственная совесть. Все остальные мотивации — обман или самообман. И я, кстати, очень сильно подозреваю, что сосбтвенная совесть это та самая загадочная йехида, та самая загадочная «точка творца» в душе, которая делает человека «беспокойным» (то о чем мы говорили сегодня в онлайне). И это куда выше и глубже, чем «потому что Ребе сказал» или «потому что Вс-вышний так написал в своей Торе». Задача — стать религиозным, быть религиозным, но не погасить этот огонь души, этот свет души, этот внутренний компас души, который собственно и составляет суть человека. Как говорит рав Кук, самая главная книга это та, которую человек пишет внутри собственной души.