Есть некая идея - возможно стоит ее озвучить. Я могу сколкьо угодно изображать свою религиозность, или изучать религиозную литературу, но "хард-кор" человека на самом деле меняется очень мало, если вообще. То что заложено в детстве - остается на всю жизнь. О чем я? У хасидов любят говорить: "нахат руах леРебе". "Делай потому что Ребе хочет". "Сделай это ради Ребе"... Слышите продолжение? "Скушай ложечку супа за папу, за маму, за бабушку..." Я о том, что мы приходим в тшуву уже сложившимися людьми. Характер закладывается до 7 лет - дальше только развитие. И если в моем характере заложено, что единственная ответственность, которую я понимаю, единственное, перед чем я готов держать ответ - это моя собственная совесть. Сосбтвенно, как и у каждого, скорее всего, светствкого человека - единственный критерий истины - это его собственная совесть - То что происзходит, когда я делаю тшуву, или прихожу в Хабад, и там пытаются подменить критерий ответственности перед собственной совестью критерием ответственности перед Б-гом или перед праведником? Происходит нечто очень плохое. Я просто превращаюсь в человека, который ни перед кем и ни перед чем не отвечает.
Руководстввоваться собственной совестью, мне говорят, опасно. А вдруг это клипа? А вдруг это йешут? А вдруг это йецер?
Страх перед Б-гом? Будем откровенны, это скорее воображаемое, чем реальное. Связь с праведником?
В прошлом году был урок рава в Бат Аин на Лаг Баомер.
Рав сказал там, что баал тшува "митпаэль" от Б-жественности. Что это значит? Баал тшува не любит Б-га. И не боится Б-га. Баал тшува - это тот, кто приходит в синагогу и говорит "вау это круто".
Только этого баал тшувного "вау это круто" недостаточно, чтобы на этом строить жизнь. Поэтому когда мне говорят: "делай потому что это воля Ребе", или воля рава, или воля Вс-вышнего - я хочу сказать: друзья, успокойтесь. Я готов что-то делать только потому, что так подсказывает мне моя собственная совесть. Все остальные мотивации - обман или самообман. И я, кстати, очень сильно подозреваю, что сосбтвенная совесть это та самая загадочная йехида, та самая загадочная "точка творца" в душе, которая делает человека "беспокойным" (то о чем мы говорили сегодня в онлайне). И это куда выше и глубже, чем "потому что Ребе сказал" или "потому что Вс-вышний так написал в своей Торе". Задача - стать религиозным, быть религиозным, но не погасить этот огонь души, этот свет души, этот внутренний компас души, который собственно и составляет суть человека. Как говорит рав Кук, самая главная книга это та, которую человек пишет внутри собственной души.