(это тоже из вотсапа) В человевке сидит огромное стремление самореализоваться, здесь на земле. В прошедшую субботу я гулял по Иерусалиму, дошел до миньяна рава Штейнзальца, и думал по дороге о том, что в иудаизме есть два начала. Одно - стремление к Б-гу, поиски Б-га, Б-гоискательство. Второе, кажется, менее для нас очевидное, хотя Тора говорит об этом постоянно но мы как бы не слышим, что Тора - это "Тора жизни", это как жить а не как умирать. Это рацо и шов? Очевидно. Но так лучше и понятнее. У меня есть стремление подняться наверх. И у меня есть стремление реализоваться здесь, в этой жизни. И это не только я. Это Тора говорит. что нужно подняться наверх и нужно реализоватсьяс внизу. И на вопрос "что важнее" или "что первичнее" Тора отвечает - важнее, и первичнее, и цель и смысл всего - это здесь, внизу. Поэтому хайтек - в который я ушел на последние две недели - это не "йецер", а нечто очень глубокое в душе, реализоватьс,я, состояться, не вести жизнь шнорера и бомжа. И это суть. Я поэтому пошел к Штейнзальцу, поскольку он олицетворяет для меня именно Тору как то, что указывает нам как жить в этом мире, как строить себя и строить этот мир. Он удостоен очень престижной премии Израиля, "дело жизни" - так это называется - как признание его заслуг именно в строительстве религиозного общества и наведении мостов между религиозными и нерелигиозными. Это "шов", это жизнь Ему уже под девяносто, после инсульта он не может говорить, но я сказал себе - я хочу его увидеть. Он уже очень старый, и совершенно удивительные глаза. что сделал это чечловек - погуглите, поищите. Это правведник, который работает здесь на земле. Это не вопрос что лучше или что правильнее - путь рава, который, в основном, в се же, поиски Б-га. Или путь Штейнзальца, который ищет Б-га на земле. Это "и-и", нужно и то и это. В душе человека заложено и то и это. А еще я видел в субботу совершенно удивительный игерет (письмо) Ребе и удивительное место в самом начале Орот АТора - постараюсь выложить. И да, иногда просто есть желание помолчать....