(продолжение)
(продолжение)
Днем пошел к р. Ицику Шапиро.
Р. Ицик продолжает удивлять (я вроде обещался перевести еще его урок).
Р. Ицик вдруг рассказывает, что рав лет тридцать назад приехал на Кевер Йосеф (могилу Йосефа) и начал петь известную сионистскую песню, которые все досы просто ненавидели. .
Смысл был что рав изначально находился на позициях светского сионизма и оттуда он пришел куда где он сейчас.
Я долго думал, для чего рав Ицик мне это говорит.
И подумал. что может это как раз про кота на задних лапах.
Типа знай, что внутри ты был и остался светским сионистом. И это бесейдер. Это нормально. Важно понимать где ты держишь. Именно из этого места ты можешь быть «местами» религиозным.
*
Ну хорошо, а что такое тогда по настоящему религиозный? Мы тут недавно обсуждали по мотивам одного урока р. Ицика. Сегодня был еще урок. Ликутей Тора аппендикс а Ваикра. Вс-вышний называется «источником наслаждений» и даже «сущностью наслаждения». (мекор таанугим и эцем а-таануг. Там стр. 52 и дальше).
До меня вдруг доходит. Если Вс-вышний этто «эцем атаануг». То наверное цадик — это то же самое. И собственно, каждый религиозный с детсва это то же самое. Т.е., у них в глубине души есь какой то скрытый кайф от своей религиозности. И это есть собственно питательная среда для всего остального.
С этим открытием я делюсь с р. Ицикком. Он гвоорит — ну конечно. Почему все хилоним (светские) ненавидят шабат? Потому что шабат это таануг. Шабат онег. Они не чувствуют этот онег (кайф) и поэтому шабат превращается для них в мучение.
Я как то писал, что сущнсоти религии это рахманут (жалость и импатия). Кажется это еще выше. Сущностный кайф. Эцем атаануг. Интересно, что сущностный кайф это как бы кайф от самого себя. Т.е, человеку просто жить по кайфу. И это сущность религии. Этот сущностный кайф который ты видишь в досах — это и есть суть религии. И его источник это сущностный кайф самого Вс-вышнего.
Короче есть о чем подумать..