Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12

(с нашего вотсапа) Давно не был на форуме это первое что выплыло. Вопрос, на мой взгляд, не в том что «страшнее» или «хуже». Вопрос скорее в идеологии. Идеология фашизма — это идеология «сверхчеловека» Ницше. Опущенная, естественно, ниже плинтуса. Идеология сталинизма — это идеология всемирного счастья и добра и справедливости. Тоже, опущенная, очевидно, в несовершенную реальность и взорвавшуюся. Т.е., из фашизма мы можем выучить, к чему приводит идея «суперменства». Все эти сегодняшнии практики «аацама ишит» — как это по русски? «Усиления личности» — в «лимите» (т.е., в пределе) это фашизм… А социализм — это идеология бедности, тоже доведенная до лимита. И это идеология полного самоуничтожения. Т.е., кажется, здесь столкнулись идеология абсолютного «йеш» и абсолютного «аин». Абсолютного «рацо» (социализм) и абсолютного «шов» (немецкий прагматизм, старики не нужны, больные не нужны, нищие не нужны, сумасшедшие не нужны — их нужно отправить на «мыло» в буквальном смысле. Социализм это небеса. Это атеизм отрицающий Б-га потому что он недостаточно справедлив. Нацизм это преисподняя. Самые низкие наклонности человеческой натуры. Россия и Германия? Природные качества наций? Возможно. Тем не менее, в социализме я могу увидеть очень высокую искру святости, зажегшую половину человечества, породившую все освободительные движения двадцатого века и т.д. В нацизме? Нацизм это нация обиженная на «несправедливый» версальский договор, и приведшая Гитлера к власти, за обещания восстановить «национальное достоинство». Я готов согласиться что разрушительная сила чрезмерного стремления «наверх» больше и глубже. Нацизм в сущности это звериное начало, сидящее внутри каждого из нас, и выпущенное на какой то момент из клетки. Интересно, что нацизм, в общем, раскаялся. И Германия выплатила огромные репарации Израилю. Социализм — нет. Потому что там сидят очень высокие искры.
(это тоже из вотсапа) В человевке сидит огромное стремление самореализоваться, здесь на земле. В прошедшую субботу я гулял по Иерусалиму, дошел до миньяна рава Штейнзальца, и думал по дороге о том, что в иудаизме есть два начала. Одно — стремление к Б-гу, поиски Б-га, Б-гоискательство. Второе, кажется, менее для нас очевидное, хотя Тора говорит об этом постоянно но мы как бы не слышим, что Тора — это «Тора жизни», это как жить а не как умирать. Это рацо и шов? Очевидно. Но так лучше и понятнее. У меня есть стремление подняться наверх. И у меня есть стремление реализоваться здесь, в этой жизни. И это не только я. Это Тора говорит. что нужно подняться наверх и нужно реализоватсьяс внизу. И на вопрос «что важнее» или «что первичнее» Тора отвечает — важнее, и первичнее, и цель и смысл всего — это здесь, внизу. Поэтому хайтек — в который я ушел на последние две недели — это не «йецер», а нечто очень глубокое в душе, реализоватьс,я, состояться, не вести жизнь шнорера и бомжа. И это суть. Я поэтому пошел к Штейнзальцу, поскольку он олицетворяет для меня именно Тору как то, что указывает нам как жить в этом мире, как строить себя и строить этот мир. Он удостоен очень престижной премии Израиля, «дело жизни» — так это называется — как признание его заслуг именно в строительстве религиозного общества и наведении мостов между религиозными и нерелигиозными. Это «шов», это жизнь