Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

01

Еще вдогонку лекции Ilya Dvorkin о философии науки. ======= Основная проблема религиозной философии — это не датировка происхождения мира, и не теория эволюции, а детерминизм. По той простой причине что первые две — это внешние относительно меня проблемы. А детерминизм затрагивает саму суть моей личности. И в рамках аристотелевой логики он неразрешим. Аристотелева логика детерминистична по определению. Или Он все знает. Или у меня есть выбор. Рав Гинзбург предлагает элегантный выход. Сменить логику Аристотеля на «квантовую логику». И тогда проблема религиозного детерминизма перестает существовать. Т.е., и Он все знает наперед. И все зависит от меня лично. Как? Понятия не имею. Постулат такой…
В какой момент человек становится евреем? — В тот момент, когда он готов бороться за свою свободу… А когда он перестает быть евреем? — В тот момент, когда он становится конформистом. Не случайно имя Моше рабейну — даровавшего нам Тору — ассоциируется с «эрев рав». У рава Фрумана что то на эту тему было — «мы не хотим получать Тору — получай ты сам, мы хотим остаться свободными людьми…» ==== Я уже писал об этом как-то. Готовность человека погибнуть стоя, а не жить на коленях — это пробуждение Б-жественной искры. Которая, собственно и превращает человека в еврея.
Бэкон. Двойственная истина. Истина разума и истина откровения. Индукция (из Б.Рассела) По Аристотелю движение это свойство живых существ (анимизм. Понятие силы у Ньютона как наследие анимизма в физике). Поэтому Аристотель считает планеты живыми. Но Рамбам вроде тоже считает планеты живыми и разумными? Еще одно понятие у Аристотеля — это понятие «цели». Как если бы творения знали свою цель и двигались в ее сторону. Почему мне кажктся что Дарвин идет здесь за Аристотелем со своей эволюцией?
(откровенная кфира. сильно религиозных просьба не читать) ========= Одна из коронных фишек разного рода кирувников — это рассказы людей, побывавших «на том свете». Т.е., вышедших из состояния клинической смерти. Меня, правда, во всех этих рассказах смущает что-то. Скорее всего то, что почему-то евреи видят в этих состояниях еврейские картинки. А христиане — христианские. И т.д. И поскольку это в точности совпадает с их верой, то остается только предположить что вера — это, в сущности, функция подсознания. В этом смысле клиническая смерть — это своего рода глубокий сон. И чем глубже сон (или мистическое состояние) тем более глубокие уровни подсознания раскрываются человеку (пророку и т.д.)
У Алтер Ребе есть проблема. По его системе (в Тании) каждый еврей готов отдать жизнь за веру. Но мы все знаем, что это не всегда так. Были общины — в особенно в ашкеназских странах — которые отдавали жизнь за веру. Были общины — особенно в Испании — которые крестились в массовом порядке. Алтер Ребе предполагает, что «разум скрывает веру», и поэтому там, где было много философии — там же было много насильственных крещений. Это правда, никак не обьясняет последовавшую в 19 веке массовую эмансипацию и ассимиляцию.
В каждом поколении есть свой Мицраим. Мицраим — в хасидизме это «мейцар а-гарон». צוואר בקבוק. Bottleneck. В каждом поколении есть свой bottleneck. И наверное, в каждом поколении есть свой Моше. Или искра Моше в каждом еврее. Который сильнее других ощущает этот buttleneck. Ощущает, что ему нечем дышать в той версии иудаизма, которая ему досталось. Ему холодно и грязно (אונטן איז קאלט און שמוציק) в той версии иудаизма, которая ему досталась. Может быть поэтому, первое, что раскрывается ему — это горящий терновник. Этот «высохший куст» еврейства — оказывается еще способен гореть. Оказывается, еще способен согреть душу.
Как то в ешиве «Сиах» (в Эфрате) проводился вечер памяти рава Шагара. Выступали ученики, рассказывали о своем безвременно ушедшем учителе. Один из них, Элханан Нир, рассказал, что как то они сидели и учили что то из рабби Нахмана. И рав Шагар дал этому рабби Нахману совершенно «постмодернистский» пируш. Нир рассказывает, что он спросил: «рав, это то, что рабби Нахман говорит»? Рав ответил: «Это то, что рабби Нахман говорит *сейчас*…» **** Собственно в этом вся суть. Что Вс-вышний сказал Моисею три с лишним тысячи лет назад — это мы знаем. Это записано. Вопрос — что Вс-вышний говорит Моисею сейчас?
«Моисей получил Тору с Синая». Почему именно с Синая? Откуда вообще происходит название пустыни «Синай»? «Синай» происходит от «снэ». Тот самый горящий терновый куст, в котором Вс-вышний раскрывается Моисею в нашей главе. Может быть, эта столь распространненная фигура речи, «Тора с Синая» — символизирует (также) и этот терновый куст, этот первую встречу Моше и Вс-вышнего? Может быть, нам хотят сказать, что «Тора с Синая» — это также «Тора из горящего терновника»? Что лишь душам, в которых пылает пламя любви к своему народу, лишь душам, которым страдание Шехины и страдание народа Израиля затрагивает самую глубину их сердец — раскрывается «Тора с Синая»?
Читаю https://books.google.co.il/books?id=3GriDmCfypYC&lpg=PA4&dq=the%20jewish%20self%20kagan&hl=ru&pg=PA16#v=onepage&q=the%20jewish%20self%20kagan&f=false (по наводке Reuven Khaskin) Мой английский… далек от совершенства. Приношу извинения за корявость перевода. «Наша неспособность пониматьТору связана с потерей способности ощущения трансцедентного Духа» (стр. 16) Иными словами, Тора предполагает наличие у читателя некоторого мистического опыта. Если не у самого читателя — то по крайней мере, у учителей поколения. Иначе Тора становится «пустой»
В продолжение вчерашнего «холивара» о том, что видят пророки и люди в состоянии клинической смерти… Из моих смутных представлений об истории философии достаточно очевидно, что на протяжении почти всей истории человечества было понимание что психическая деятельность несводима к физической. Даже в эпоху Просвещения, тот же самый Вольтер, который обрушился на христианство и на иудаизм — не подвергал сомнению существование некоей «духовной» субстанции. На каком этапе развития «победил» грубый материализм, который сводит всю психическую деятельность к материальной и насколько сегодня это «мейнстрим» или нет в науке — вопрос к Ilya Dvorkin — буду рад услышать краткий обзор.
Люди думают, что для того, чтобы «облегчить доступ» к иудаизму — следует отказаться от обычаев. На самом деле все наоборот — вся красота и привлекательность иудейской религии — в ее обычаях. (Где то у Любавичского Ребе) ====== Вчера в субботу была мысль похожая. Есть «учение хасидизма» и есть «пути хасидизма». И «дерех эрец кадма ле-тора», «пути хасидизма», хасидский образ жизни, хасидский фарбренген, хасидский нигун — это, на самом деле, куда выше, чем, собственно, учение хасидизма.
У моей мамы не было ругательства страшней, чем «местечковый еврей». Как это по-русски? «Провинция»… ===== Из всей книги про Ребе, сочиненной «койфером» Фридманом, пожалуй, только эта мысль задержалась в голове: Ребе не был «провинциалом». Ребе был «человеком большого мира». Кстати, таким же был его отец, р. Левик. Поддерживал добрые отношения со своими не совсем уже религиозными соседями (начало двадцатого века!). Дал своим детям разностороннее светское образование (опять же — в начале 20 века!) Нанял своим детям учителя-сиониста…
(вынесено из одной дискуссии) Творец. Творец. Творец. Творец. Творец. Творец. Творец. Творец. Творец. Творец…… (можно продолжить). Вот это обсессивное желание «связи с Творцом» и не менее обсессивный поиск ее, оной связи. на мой взгляд, именно оно и есть то самое влияние христианства, о котором здесь говорит Ilja Rasin. Самое первое, что спрашивает Творец (настоящий, не христианский, не буддистский) у человека — это «Аека»? Не «где Я, твой творец», а «где ты»? Это, собственно, весь рав Кук на одной ноге. Не «где Я», а «где ты?». А все остальное комментарий. Иди учись. Учи науку, учи философию, работай в мире, живи, наслаждайся жизнью — делай все то, что что делает человека человеком. И тогда, без особых усилий, время от времени ты будешь получать «привет» от Того, кто все это сотворил….
В чем состоял грех Адама? — Он поел, как известно, от Древа Знания раньше, чем от Древа Жизни. И это вопрос, который Б-г задает человеку: «Ты еще не научился жить, а пытаешься кушать от Древа Знания»? О каком знании идет речь? Змей очень хорошо знает, о каком знании речь. «И будете подобны Б-гу». Знании Б-га, вестимо.
Спор между светскими и религиозными отнюдь не в вопросе существует ли Б-г. А — в какую синагогу Он ходит молиться…. = Можно ли говорить о Вс-вышнем, что он «ходит молиться в синагогу»? Есть известный Мидраш, который все цитируют на бар-мицву: «Тфилин Властелина Мира, что написано в них…». Если мидраш говорит, что Вс-вышний одевает тфилин — наверное, он также молится в синагоге… *** Продолжая эту аналогию, можно сказать, что Вс-вышний одевает две (или даже четыре…) пары тфилин. Про все четыре я не скажу, но две — понятно какие. Одни — тфилин Раши. Другие — тфилин Бен Гуриона…
(продолжение предыдущего поста, но в более корректной формулировке) Шломо Кочубиевский (Shlomo Kochubievsky) Ну хорошо, давай зададим вопрос по-другому. מה ה’ אלוקיך שואל מעמך? Что Вс-вышний хочет от тебя? Миснагидам хорошо — у них Б-г постоянный. И мир тоже постоянный. Сотворен один раз и навсегда. И миснагидский Б-г хочет всегда одного и того же. И все уже давно записано и расписано в Шулхан Арухе. Хочешь знать что Б-г хочет — пойди, открой ША и посмотри. У Хабадников проблема. Мир творится перманентно. Т.е., того мира, который был вчера — сегодня уже нет. И не стоит даже искать… И Б-г Хабадский тоже какой-то… переменный. Если вчера Он хотел X совсем не факт, что сегодня он не хочет Y.
Чем, на самом деле, отличается Израиль от России? В России — все идеология. А в Израиле, в конечном счете, побеждает здоровый прагматизм. И смотрите, где Россия, а где Израиль… Весь этот, на первый взгляд, дебилизм персональных законов, и то-разрушение-то-строительство поселений, и эта дебильная возня вокруг закона-о-супермаркетах — это все, в конечном счете, тот самый здоровый прагматизм — «здесь и сейчас», который дает нам возможность жить здесь. И смотрите — у наших противников — тоже одна идеология… И чего они с нее имеют?
כתיב «סוד ה’ ליראיו ובריתו להודיעם». ומהו הסוד ומהו הברית? ואולי דוקא זה — החיבור של הגשם ושל הרוח הוא הוא ה»סוד» והוא הוא ה»ברית»? ========= Сказано «Тайна Вс-вышнего боящимся Его, и союз Его сообщит им». Возможно, что «тайна» и «союз» — это тайна и союз единения материи и духа. По крайней мере, тогда становится ясно, почему столь немногие удостаиваются постижения этой тайны и этого союза. По крайней мере, тогда становится понятно, в чем состоит «Тайна Ребе» (название одноименной книги Гарари). Тайна Ребе — это именно это. Единение материи и духа.
Рассказывают, что как-то раз решили сделать портрет Цемах Цедека, третьего Любавичского Ребе. Говорят, что когда Цемах Цедек об этом услышал — он долго смеялся. Когда его спросили — почему он смеется, он ответил: «разве можно сделать портрет Ребе? Ребе же פושט צורה ולובש צורה» (Ребе меняет свое обличье 6 раз на дню…) ======== Можно «взять» эту историю в нескольких направлениях. Например, мы иногда слышим, что Вс-вышний делает нечто, что не соответствует нашим представлениям о Нем. Или Ребе говорит нечто, что, по нашим представлениям, ему не следует говорить.
Есть что-то в атеистической вере «в человека» — что-то сильно напоминающее религиозный культ. Действительно, если обьект атеистической веры в человека — гуманизма — есть сам человек, то ему (символу веры) положено быть совершенным. Какой же это Б-г если он не совершенство? Атеисты отвергли Б-га, поскольку он «недостаточно хорош». И выбрали человека как обьект — и теперь этот обьект просто обязан быть совершенным… А что же, если этот «обязанный быть совершенным» человек окажется лишенным совершенства? Не совершенным на все 100%? Понятно, что такого человеко-бога следует немедленно свергнуть с пьедестала. И поискать другого, более совершенного…
Что такое атеизм? — По сути, атеизм это «мир хаоса». Мир, в котором, в последнем счете, нет ничего, кроме случайного движения элементарных частиц. Атеизм — это не «убеждения». Скорее, атеизм — это состояние души, основа которого — хаос. Атеизм порождает хаос. Я не говорю о сознании и убеждении. Как вера (которая в последнем счете означает что есть цель и есть смысл), так и неверие — это глубоко в подсознании. Если я строю свою жизнь так, как будто в ней нет ни цели ни смысла — значит, по сути я остался атеистом.
К вопросу о Синайском Откровении. Возможно, что правильный подход — посмотреть на результат. У нас нет способа «проверить» было ли Синайское Откровение или все это нам придумали. Но: возможно ли, что просто кому то просто так пришло в голову «не убий»? «не укради»? «не прелюбодействуй»? «помни день субботний»? И целый народ это принял? Более того: сто лет назад несколько сильно умных в своих глазах людей придумали сильно умную теорию, как следует управлять одной отдельно взятой страной. И что у них вышло? По крайней мере, мы видим, что придуманные системы не работают.
«Законы Торы — это не месть в мире. Но милосердие и любовь и мир в мире». Рамбам законы субботы гл. 2 (ежедневный раздел Рамбама 1 гл в день) ===== Самое интересное что в продолжение Рамбам называет любителей хумрот «апикорсим»…
Подобно тому как современная наука может пытаться создать искусственный интеллект, или смоделировать движение человека, или создать «искусственный глаз» или «искусственное ухо» и т.д. Но при этом достаттчно очевидно что «копия» никогда не сравнится с оригиналом. Точно также — и еще в большей степени — «искусственный» научный Б-г никогда не приблизится к оригиналу, к тому чувству живого Б-га, Б-га Израиля, раскрывающемкся в сердце верующего. Почему? — Хотя бы потому что 95 процентов человеческой личности — и также 95 религии — этл эмоции. А это наука даже не пытается моделировать
Еврейская логика отлична от греческой. У греков — истина и лржь — две противоположности. Которые никогда не соединяются. Еврейская логика — в слове «шекер» (ложь) буква шин называется «буквой истины». Нет лжи в которой нет истины. Нет тьмы в которой не было бы потенциала света Нет греха в котором не было бы потенциала исправления. Парабоксальным образом если человек приходит в отчаяние от сознания своей греховности, мерзости, подлости — так это потому что он слишком по гречески смотрит на свою жизнь…
Маамар йуд шват 5738 который учат на этой неделе дает некоторое понятие чтт означает «вера». По крайней мере, каково ее воздействие. Во первых вера это «точка». Во вторых эта точка веры превращает букву рейш в букву далет. А букву he предохраняет от превращения в букву куф. Что это означает? Точка веры не дает бедному (далет) превратиться в нищего (рейш) Точка веры способствует установлению равновесия между линией мысли и линией действия (рисунок буквы he) Отсутствие точки веры приводит к тому что линия действия опускается слишком низко. Ниже ватерлинии.
Шойтэ не означает «дурак». Шойтэ означает «сумасшедший». Соответственно «дух глупости» это неверный перевод. Правильно переводить «дух сумасшествия». В Хазаль это мамаш очевидно. «Кто такой шойтэ? — Тот, кто теряет все что ему дают». Или тот, кто ночует на кладбище и т.д. Соответственно «человек не грешит иначе как приходит на него дух сумасшествия». А царь Соломон был мудрее даже сумасшедших.
«Бэхи» означает плач. Но означает также путаницу, запутанное, безвыходное положение. Слово סבך, מסובך — т.е. нечто запутанное — похоже на слово בכי — плач. עמק הבכא — я бы мог подумать означает долина скорби. Но возможно это означает безвыходное место, как в недельной главе )см Раши на стих 14, 3(
Один из хидушим последних уроков рава, что «свет» и «тьма» в душе вообще не коррелируют с «хорошо» и «плохо». Свет означает Б-жественный свет. Когда Б-жественный свет раскоыается в душе человека. Тьма означает его отсутствие. Человек может вести себя хорошо, но при этом оставаться совершенно темным. Обратное также верно — иногда именно проступок или провал побуждает человека повернуться к Б-гу (урок на рош ходеш шват). Напоминает стих «когда я нахожусь во тьме — Б-г светит мне».
בחינת נקודת פנימיות הלב היא היא בחינת ניצוץ אלוקות. ממילא כשהיא בגלות אצלו אז זוהי בחינת גלות השכינה ממש Аспект внутренней точки сердца она же — аспект Б-жественной искры в человеке. И когда эта внутренняя точка сердца находится в изгнании — это означает что Шхина находится в изгнании )Тания Игерет акодеш гл 4)
Еще по поводу дураков и сусасшедших. Алтер Ребе приводит в Тании, что «дух безумия» приводящий человека к греху, это мысль о том, что он все равно еврей. Рав недавно задал вопрос: вроде бы «несмотря на то что согрешил — все равно он остается евреем». Так почему же Алтер Ребе говорит что это безумие? Мне почему то приходит в голову еще одна параллель. Мысль о том что души выше Торы, и тем не менее, мысль о том, что поэтому можно не учить Тору это безумие. Так или иначе безумие это не глупость. Шабтай Цви не был дураком. Он был безумцем. Безумствл это как раз может быть нечто совершенно гениальное
ער מיינט אז ער איז משיח.. לא בגלל שמדבר על שבעה דורות. אלא בגלל שמי שהוא מסוגל להפוך את תכלית החושך לתכלית אור — בודאי שהוא «משיח» *** «Он думает что он — Мошиах» — проговорил сквозь зубы рав Шах, когда до него дошла копия первого маамара Ребе… А может, даже не потому что приводит мидраш о семи поколениях. А потому, что тот, кто ставит задачу (и само собой дает на нее силы) перевернуть самую жуткую грязь в свет, и построить из нее Храм — он, несомненно, Мошиах. По аналогии с известной хасидской майсой, рав Кук видит только свет. Ребе же видит тьму, и способен превратить ее в свет.
«Дух безумия скрывает свет и раскрытие». (Бати леГани 5710) *** Севен севенти с одной стороны самое кайфовое место в мире с соаершенно безумной энергетикой. С другой стороны это грустное место. Ибо эта энергетика по большей части сокрыта (йуд сзади далета) А у баалей тшува в большинстве вообще никакого йуда даже сзади нет. И они только приучены повторять правилтные мантры. Которые для них совершенно лишены смысла…