Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Как то в ешиве "Сиах" (в Эфрате) проводился вечер памяти рава Шагара

Как то в ешиве «Сиах» (в Эфрате) проводился вечер памяти рава Шагара. Выступали ученики, рассказывали о своем безвременно ушедшем учителе. Один из них, Элханан Нир, рассказал, что как то они сидели и учили что то из рабби Нахмана. И рав Шагар дал этому рабби Нахману совершенно «постмодернистский» пируш. Нир рассказывает, что он спросил: «рав, это то, что рабби Нахман говорит»? Рав ответил: «Это то, что рабби Нахман говорит *сейчас*…» **** Собственно в этом вся суть. Что Вс-вышний сказал Моисею три с лишним тысячи лет назад — это мы знаем. Это записано. Вопрос — что Вс-вышний говорит Моисею сейчас? Собственно, это весь «торат хасидут», все учение хасидизма «на одной ноге», и его отличие от «литовского» иудаизма Литовский мир сотворен столько то и столько то лет назад. И «новое запрещено из Торы». И Тора дана столько то и столько то лет назад. И «Эта Тора не будет изменена». В хасидизме Баал Шем Това мир творится каждый момент заново из полного и абсолютного ничто. И Тора дается тоже каждый день заново. Ты получил Тору вчера? יופי. Но сегодня — это уже новая Тора. И новая работа. Тора в хасидизме — это скоропортящийся продукт. Интересно только то, что Вс-вышний говорит сейчас. Что Он говорил сто лет назад — интересует только историков от религии. И «эйн бет мидраш бело хидуш». Если Вс-вышний учит Тору здесь и сейчас — то наверное, в этой Торе есть разные замечательные хидушим. Откуда мы знаем? «Б-г смотрит в Тору и творит мир». Если мир меняется — это само доказывает, что Тора также меняется. Поэтому «благословен Ты, дарующий Тору» — в настоящем времени. ========= Ilya Dvorkin хорошо сказал, что сама суть иудаизма — это изменение. Я думаю, что можно уточнить. Суть иудаизма, суть Торы — это открытый канал связи с Верхом. И еврейские души — это просто специальные чувствительные души. Чувствующие и слышащие то, о том, что говорят в «небесной ешиве». И праведники поколений — «народ твой все праведники» — это слышат и раскрывают. И тогда не нужно загораживаться стенами гетто от обновляемого ежесекундно Творения. И тодга не нужно видеть во всем происходящем лишь только изощренные силы Зла. Можно попытаться увидеть лишь один только свет. Стоит попробовать?