Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(продолжение предыдущего поста но в более корректной формулировке)

(продолжение предыдущего поста, но в более корректной формулировке) Шломо Кочубиевский (Shlomo Kochubievsky) Ну хорошо, давай зададим вопрос по-другому. מה ה’ אלוקיך שואל מעמך? Что Вс-вышний хочет от тебя? Миснагидам хорошо — у них Б-г постоянный. И мир тоже постоянный. Сотворен один раз и навсегда. И миснагидский Б-г хочет всегда одного и того же. И все уже давно записано и расписано в Шулхан Арухе. Хочешь знать что Б-г хочет — пойди, открой ША и посмотри. У Хабадников проблема. Мир творится перманентно. Т.е., того мира, который был вчера — сегодня уже нет. И не стоит даже искать… И Б-г Хабадский тоже какой-то… переменный. Если вчера Он хотел X совсем не факт, что сегодня он не хочет Y. Мало того, что Его желания меняются от времени, и от поколения к поколению (открытым текстом в Тании). Его желания меняются также от человека к человеку (знаменитое хабадское «зеир тфэй»). От одного Он хочет одного. а от другого — совсем другого. И попадает Хабадник после ста двадцати лет туда, куда.. понятно куда. И спрашивают его — а че, ты, друг, не делал того то и того-то? И ответы типа «где это написано» не принимаются (урок рава по Рамах отиет пару месяцев назад). Ну и как с таким Б-гом иметь дело? Поэтому в хабадники никто идти не хочет добровольно… Возвращаясь к нашему вопросу. Еще раз — у миснагидов — нет вопросов. Там все постоянно и все понятно. Сиди Талмуд учи и будет тебе счастье. У хабадников — есть вопрос. Что Б-г от конкретно от меня хочет в данный момент времени? Общий ответ известен. «Авода бе-коах ацмо». Работать самостоятельно. Если в предыдущих поколениях основное было — подчиняться, вертикальная система. То в наших поколениях основное — это самостоятельная работа. Каждый на своем месте. Я это называю, что в прежних поколениях можно было быть «религиозным». И это срабатывало. А в наших поколениях нужно быть «светским». Нужно работать самому.