(продолжение предыдущего поста, но в более корректной формулировке) Шломо Кочубиевский (Shlomo Kochubievsky) Ну хорошо, давай зададим вопрос по-другому. מה ה' אלוקיך שואל מעמך? Что Вс-вышний хочет от тебя?
Миснагидам хорошо - у них Б-г постоянный. И мир тоже постоянный. Сотворен один раз и навсегда. И миснагидский Б-г хочет всегда одного и того же. И все уже давно записано и расписано в Шулхан Арухе. Хочешь знать что Б-г хочет - пойди, открой ША и посмотри.
У Хабадников проблема. Мир творится перманентно. Т.е., того мира, который был вчера - сегодня уже нет. И не стоит даже искать... И Б-г Хабадский тоже какой-то... переменный. Если вчера Он хотел X совсем не факт, что сегодня он не хочет Y.
Мало того, что Его желания меняются от времени, и от поколения к поколению (открытым текстом в Тании). Его желания меняются также от человека к человеку (знаменитое хабадское "зеир тфэй"). От одного Он хочет одного. а от другого - совсем другого. И попадает Хабадник после ста двадцати лет туда, куда.. понятно куда. И спрашивают его - а че, ты, друг, не делал того то и того-то? И ответы типа "где это написано" не принимаются (урок рава по Рамах отиет пару месяцев назад).
Ну и как с таким Б-гом иметь дело? Поэтому в хабадники никто идти не хочет добровольно...
Возвращаясь к нашему вопросу. Еще раз - у миснагидов - нет вопросов. Там все постоянно и все понятно. Сиди Талмуд учи и будет тебе счастье.
У хабадников - есть вопрос. Что Б-г от конкретно от меня хочет в данный момент времени? Общий ответ известен. "Авода бе-коах ацмо". Работать самостоятельно. Если в предыдущих поколениях основное было - подчиняться, вертикальная система. То в наших поколениях основное - это самостоятельная работа. Каждый на своем месте.
Я это называю, что в прежних поколениях можно было быть "религиозным". И это срабатывало. А в наших поколениях нужно быть "светским". Нужно работать самому.