Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

(откровенная кфира. сильно религиозных просьба не читать) ========= Одна из коронных фишек разного рода кирувников — это рассказы людей, побывавших «на том свете». Т.е., вышедших из состояния клинической смерти. Меня, правда, во всех этих рассказах смущает что-то. Скорее всего то, что почему-то евреи видят в этих состояниях еврейские картинки. А христиане — христианские. И т.д. И поскольку это в точности совпадает с их верой, то остается только предположить что вера — это, в сущности, функция подсознания. В этом смысле клиническая смерть — это своего рода глубокий сон. И чем глубже сон (или мистическое состояние) тем более глубокие уровни подсознания раскрываются человеку (пророку и т.д.)
У Алтер Ребе есть проблема. По его системе (в Тании) каждый еврей готов отдать жизнь за веру. Но мы все знаем, что это не всегда так. Были общины — в особенно в ашкеназских странах — которые отдавали жизнь за веру. Были общины — особенно в Испании — которые крестились в массовом порядке. Алтер Ребе предполагает, что «разум скрывает веру», и поэтому там, где было много философии — там же было много насильственных крещений. Это правда, никак не обьясняет последовавшую в 19 веке массовую эмансипацию и ассимиляцию.
В каждом поколении есть свой Мицраим. Мицраим — в хасидизме это «мейцар а-гарон». צוואר בקבוק. Bottleneck. В каждом поколении есть свой bottleneck. И наверное, в каждом поколении есть свой Моше. Или искра Моше в каждом еврее. Который сильнее других ощущает этот buttleneck. Ощущает, что ему нечем дышать в той версии иудаизма, которая ему досталось. Ему холодно и грязно (אונטן איז קאלט און שמוציק) в той версии иудаизма, которая ему досталась. Может быть поэтому, первое, что раскрывается ему — это горящий терновник. Этот «высохший куст» еврейства — оказывается еще способен гореть. Оказывается, еще способен согреть душу.
Как то в ешиве «Сиах» (в Эфрате) проводился вечер памяти рава Шагара. Выступали ученики, рассказывали о своем безвременно ушедшем учителе. Один из них, Элханан Нир, рассказал, что как то они сидели и учили что то из рабби Нахмана. И рав Шагар дал этому рабби Нахману совершенно «постмодернистский» пируш. Нир рассказывает, что он спросил: «рав, это то, что рабби Нахман говорит»? Рав ответил: «Это то, что рабби Нахман говорит *сейчас*…» **** Собственно в этом вся суть. Что Вс-вышний сказал Моисею три с лишним тысячи лет назад — это мы знаем. Это записано. Вопрос — что Вс-вышний говорит Моисею сейчас?
«Моисей получил Тору с Синая». Почему именно с Синая? Откуда вообще происходит название пустыни «Синай»? «Синай» происходит от «снэ». Тот самый горящий терновый куст, в котором Вс-вышний раскрывается Моисею в нашей главе. Может быть, эта столь распространненная фигура речи, «Тора с Синая» — символизирует (также) и этот терновый куст, этот первую встречу Моше и Вс-вышнего? Может быть, нам хотят сказать, что «Тора с Синая» — это также «Тора из горящего терновника»? Что лишь душам, в которых пылает пламя любви к своему народу, лишь душам, которым страдание Шехины и страдание народа Израиля затрагивает самую глубину их сердец — раскрывается «Тора с Синая»?