(откровенная кфира. сильно религиозных просьба не читать)
=========
Одна из коронных фишек разного рода кирувников - это рассказы людей, побывавших "на том свете". Т.е., вышедших из состояния клинической смерти.
Меня, правда, во всех этих рассказах смущает что-то. Скорее всего то, что почему-то евреи видят в этих состояниях еврейские картинки. А христиане - христианские. И т.д.
И поскольку это в точности совпадает с их верой, то остается только предположить что вера - это, в сущности, функция подсознания. В этом смысле клиническая смерть - это своего рода глубокий сон. И чем глубже сон (или мистическое состояние) тем более глубокие уровни подсознания раскрываются человеку (пророку и т.д.)
У Алтер Ребе есть проблема. По его системе (в Тании) каждый еврей готов отдать жизнь за веру. Но мы все знаем, что это не всегда так.
Были общины - в особенно в ашкеназских странах - которые отдавали жизнь за веру.
Были общины - особенно в Испании - которые крестились в массовом порядке.
Алтер Ребе предполагает, что "разум скрывает веру", и поэтому там, где было много философии - там же было много насильственных крещений.
Это правда, никак не обьясняет последовавшую в 19 веке массовую эмансипацию и ассимиляцию.
В каждом поколении есть свой Мицраим. Мицраим - в хасидизме это "мейцар а-гарон". צוואר בקבוק. Bottleneck.
В каждом поколении есть свой bottleneck.
И наверное, в каждом поколении есть свой Моше. Или искра Моше в каждом еврее. Который сильнее других ощущает этот buttleneck. Ощущает, что ему нечем дышать в той версии иудаизма, которая ему досталось. Ему холодно и грязно (אונטן איז קאלט און שמוציק) в той версии иудаизма, которая ему досталась.
Может быть поэтому, первое, что раскрывается ему - это горящий терновник. Этот "высохший куст" еврейства - оказывается еще способен гореть. Оказывается, еще способен согреть душу.
Как то в ешиве "Сиах" (в Эфрате) проводился вечер памяти рава Шагара. Выступали ученики, рассказывали о своем безвременно ушедшем учителе.
Один из них, Элханан Нир, рассказал, что как то они сидели и учили что то из рабби Нахмана. И рав Шагар дал этому рабби Нахману совершенно "постмодернистский" пируш.
Нир рассказывает, что он спросил: "рав, это то, что рабби Нахман говорит"? Рав ответил: "Это то, что рабби Нахман говорит *сейчас*..."
****
Собственно в этом вся суть. Что Вс-вышний сказал Моисею три с лишним тысячи лет назад - это мы знаем. Это записано. Вопрос - что Вс-вышний говорит Моисею сейчас?
"Моисей получил Тору с Синая". Почему именно с Синая? Откуда вообще происходит название пустыни "Синай"?
"Синай" происходит от "снэ". Тот самый горящий терновый куст, в котором Вс-вышний раскрывается Моисею в нашей главе.
Может быть, эта столь распространненная фигура речи, "Тора с Синая" - символизирует (также) и этот терновый куст, этот первую встречу Моше и Вс-вышнего?
Может быть, нам хотят сказать, что "Тора с Синая" - это также "Тора из горящего терновника"?
Что лишь душам, в которых пылает пламя любви к своему народу, лишь душам, которым страдание Шехины и страдание народа Израиля затрагивает самую глубину их сердец - раскрывается "Тора с Синая"?