Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Я понимаю, что те, кто уже пришли в «населенную землю» — им есть чего праздновать. А что делать тем, кто только вышли в путь, кто вышел из своего личного «Мицраима», и только идут по пустыне? Я в этом году принял непростое, нелегкое для себя решение — выйти из Мицраим давно себя исчерпавших семейных отношений. Сейчас — я иду по пустыне. И что же, мне есть что праздновать? Праздник Песах называется праздником веры. Верь, что ты пройдешь эту пустыню и достигнешь населенной земли. И тогда можно праздновать уже сейчас.
Когда я читаю сообщение о том, как Нетаниягу продает хамец на Песах — мне приходят в голову две мысли. Первая: «выделывается». «Строит из себя религиозного». С понтом такой религиозный. С понтом соблюдающий субботу. И тп. Вторая: תוכו אכל קליפתו זרק. Современное — вменяемое — правое движение в Израиле — отличается уважением к традиции. Уважение к традиции не означает религиозность. Означает — что есть «сипур гадоль» — есть суть. И эта суть важна. А есть мелочи. И эти мелочи можно отбросить. И в этом, на мой взгляд, вся разница между светской традиционностью и ортодоксией. Первая выделяет главное. И отбрасывает второстепенное. Вторая — сосредотачивается на мельчайших деталях. Отбрасывая зачастую суть.
У меня всегда иудаизм (да и картина мироздания в целом) ассоциировались с программированием. Мир представлялся мне когда-то некоей величественной программой. А Вс-вышний — это «сисадмин» — так, я, помнится, переводил себе понятия Торы на доступный мне язык. Продолжая эту аналогию — особенно в области галахи — любая программа имеет версии. В каждой версии что-то стирается, что-то добавляется. Понятно, что «контроль версий» имеет огромное значение. Всегда должна быть возможность восстановить нечаянно стертую версию.
Вау, крутая книга! Спасибо David Elkind за наводку http://krotov.info/lib_sec/02_b/er/kovich.htm ================ «Неверие в лагерях смерти — не итог интеллектуальной работы; вера была убита миллионы раз — это святое неверие. Тот, кто там не был и тем не менее с готовностью принимает Катастрофу как проявление воли Бога, в Котором нельзя сомневаться, оскверняет святое неверие тех, чья вера была убита. Но тот, кто с уверенностью присоединяется к отрицающим веру, оскверняет святую веру тех, кто ее сохранил. Можно, наверное, пойти дальше и сказать: смиренный верующий, который там не был, но безропотно соглашается с уничтожением шести миллионов евреев, оскорбляет своей верой веру лагерей смерти. Святые, которые сохранили веру в Бога Израиля в тех обстоятельствах, должны сказать такому человеку: «Что ты знаешь о вере? Как ты смеешь мириться со страданиями, которые ты не терпел? Успокойся и замолчи». Но и провозглашающие свое неверие оскорбляют святое неверие газовых камер. Жертвы Катастрофы, утратившие веру, могут сказать нашим радикальным теологам: «Как вы, не испытавшие того, что испытали мы, смеете говорить о потере веры?»
Ностальгия. Какой это год? Я помню очень популярную музыку, в которой вдруг звучало «Израиль»… Сколкьо лет мне было? 16 наверное? Значит, 1980 год. Недавно посмотрел слова и перевод — классные слова, кстати! Удивительно, как моя ненависть ко всем немецкому как то не распространилалсь на «Чингис-хана».
Когда это было? На похоронах Шарона? Кто то очень умный подсчитыал сколько пришли на похороны Шарона, и сколько пришли на похороны гдойлим Интересно, что эти умники скажут сейчас? Что быть раздавленным на похоронах гадол беисраэль это мицва? Что нишмартем ленафшотейхем на распрос раняется на такие ситуации?
Есть забавная майса, которую хабадники любят рассказывать в смысле «ипха истабра» и как иллюстрация о пользе «искафья» (можно я не буду переводить?) Майса такая: пришел как то к Алтер Ребе один хасид. И говоит: Ребе, у меня такой талант к бизнесу! Дай мне браху, на то, чтобы я преуспел в бизнесе! Ребе слушает и говорит: «я думаю, тебе лучше быть учителем…» На удивление хасида он отвечает (или это уже ответ удивленным ученикам) — «если он так стремится к бизнесу — я не могу поручиться за него»
«Все предусмотрено и право дано» (Пиркей Авот) И на первый взгляд можно объяснить очень просто. Что ключевое слово здесь «Все». הכל «Все» — общие правила игры, общие рамки, можно сказать, поле игры — определяется Свыше. «И право дано» — это работа нижних — взять это «все» — общие правила и принципы, даруемые Свыше, и «разменять» это на мелкие монеты частной работы каждой отдельной души. И похоже, что это есть позиция Рамбама в вопросе Ашгаха пратит. И что касается позиции хасидизма, что «ашгаха пратит» есть в каждой мельчайшей детали — это относится скорее к служению «высшего единства», имеющего отношение лишь к особо избранным (или в качестве «макиф», либо в особые моменты жизни для обычных людей)
Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом. ============================== Иудаизм _принципиально_ диалогичен. Прекрасное выражение этой идеи я услышал в свое время от Йегуды Ифраха: «олам а-тикун — это диалог». «Олам а-тоу — это монолог». Кажется, в этом вся суть. Мир тикуна, исправленный мир — это мир «маса уматан», мир диалога и переговоров. Недаром одна из первых мишнайот, которые начинают учить — это «этот говорит я нашел и этот говорит я нашел… поделят пополам». Весь олам а-тикун — это диалог.
В мире хаоса нет сосудов. Или есть но мало. Сосуды это меры. Единицы измерения. Способы измерения По видимому как результат в мире хаоса есть лишь качестверная оценка. Хорошо плохо Количественная оценка это тикун В мире хаоса нет часов. Нет времени
Маамар Ребе на Швии шел Песах. Мошиах будет учить Торе весь народ. Но ведь в будущем сказано не будут учить друг друга? Ребе ьбьясняет. Не будут учить книжной мудрости. Тору Мошиаха будут видеть,а не учить
Еще очень красивый ворт рава с этого Швии шел Песах Ребе Магараш спросил у Цемах Цедека — Магараш был еще ребенком хедерного возраста — почему когда про Авраама написано гинени там есть пируш Раши. А про Моше написано гинени и нет пируш Раши Цемах Цедек ответил. Авраам был овед. Для овед есть ответ. Моше был маскиль. Для маскил нет ответа! Потом рав перевернул этот ворт с ног на голову. Для овед нужны обьяснения. Маскиль он уже там — ему не нужны никакие обьяснения!
(из дискуссии с Элиэзером Фридляндом) Мы сейчас на фирме сдаем один проект. И как же нас достает QA (Quality Control, Acceptance Control) нашего заказчика! Придираются к каждой мелочи! По каждому ничтожному поводу открывают «критический баг». Портят нам жизнь как только они могут! И при этом обе стороны понимают, что нормальный программный продукт создается только таким образом. В определенном смысле, харейдимое еврейство с его тотальным неприятием сионизма (а также разного рода и цвета левые структуры) играют роль такого QA
Всем интересующимся где проходит граница между саббатианством и нормативным иудаизмом. Границей является галаха. Именно поэтому большинство сихот Ребе об ошибочности херема сосредоточены на галахе Именно поэтому рав Кук при всей революционности его взглядов не трогал галаху Поэтому пока Любавич не трогают галаху это не неомессианство Пожтому когда некоторые либеральные кипот сругот предлагают галахические революции это да неомессианство
В первые годы своей тшувы я очень любил читать Танах. В Москве не было недостатка в древних книгах, и у меня дома было, как почти и каждого баал тшува тогда, «полное собрание сочинений» с чердака синагоги на Архипова (Менахем Яглом недавно писал об этом — см. у него). И я запоем читал Танах. Иврит я уже выучил, Хумаш, спасибо Пинхасу Полонскому, читать научился. Гемару не хочел учить и все. А вот Танах — да. Это было мое. Один из самых запомнившихся псуким той поры звучит так: כל באיה לא ישובון. ולא ישיגו אורחות חיים.
Теперь это уже официально. Я развелся. Поздравления принимаются. Предложения рассматриваются 🙂 Для тех кто там не был (и лучше там не быть). Все эти последние месяцы, когда мы сначала решали, разводиться ли совсем или нет. И потом весь этот процесс через рабанут — «лех вашов» — принеси такую бумагу, подпиши другую бумагу» — у меня в голове крутилась одна и та же ассоциация. Похороны. По еврейской традиции, гроб с телом несут несколько шагов. Останавливаются. Произносят несколько псуким. Несут дальше. И так останавливаются несколько раз. Дают время душе отделиться от тела.
«Никогда больше» в устах Бен Гуриона означало что на каждый теракт последует акция возмездия. «Никогда больше» сегодня означает, с сожалению, лишь то, что израильтяне готовы мириться с определенным уврнем терроризма. Психология гетто. Готовность к погрому и утешение в том что число жертв пока не слишком велико
Религиозные сионисты называют создание Израиля «началом Избавления». «Начало» означает среди прочего, что продолжение не есть нечто само собоц разумеющееся. Наше нахождееие на этой земле это не есть нечто само собой разумеюшеся и обеспеченное на вечные времена Две силы представляют особенную опасность для продолжения нашего существования здесь. Ультра левые готовые отдать все в обмен на ничто. И радикальные атеисты стремящиеся не оставить камня на камне от нашей веры и традиции И тем большим чудом является каждый день нашего нахождения здесь
Ворт из «Адраба». И устрани Сатана впереди нас и сзади нас. Впереди нас это йецер препятствующий человеку исполнить заповедь. Но «сзади нас» это что? — Это йецер толкающий человека взять на себя устрожения выше его сил и выше его духовной ступени. Чтобы столкнуть его в пропасть после этого
Оттуда же. Человек берет на себя хумру. Если хтотдобавляет ему хают то это хумра со сторонв кдуша. Как сказано вехац боэм. Если же это причиняет ему постоянную дппрессию и мара шхора то это хумра которую ему не следует на себя брать. Тора рабби Нахмана. Точную ссылку поставлю позже
Когда я задумываюсь над смыслом слов известной песни Ханы Сенеш, «Э-ли, Э-ли, шело йигамер леолам» (О Б-же мой, Б-же, пусть никогда не прекратятся море и песок, шум морского прибоя…») мне приходит в голову мысль, что возможно, интеллектуальная вера, основанная на предположении, что нам доступно понимание путей Провидения, и что есть какая то логика в происходящем — не выдержала во многих случаях испытания Катастрофой. Но на смену ей пробудилась другая вера, более глубокая. Вера, произрастающая из соединения с природой и Землей Израиля. В определенном смысле это и есть смысл Избавления (недавно видел замечательный комментарий рава Дрейфуса, постараюсь скоро выложить (на иврите). Он говорит там, что суть греха древа познания — в смещении центра тяжести от природного к интеллектуальному. В этом смысле понятно, что возвращение к Ган Эден и геула — это возвращение к природному, как доминантному в человеке
«Молитва Маарив установлена, чтобы еврей мог молиться Вс-вышнему, даже когда он пребывает во тьме. И для этого установили молитву маарив, чтобы была у еврея молитва, излить душу свою перед Вс-вышним, когда он пребывает во тьме. И это есть смысл Хануки, когда Царь опускается к сыну своему вниз, в аспекте «пребывающего среди униженных». Так еврей, который уже находится в самом низу, когда от его еврейства уже почти ничего не осталось — может начаться у него новый рост. И при условии, что осталось у него остаточная жизненность, и это — вера в то, что Вс-вышний перед грехом, и Вс-вышний после греха. Что Вс-вышний не покидает его даже после греха.»
David Elkind специально для тебя. Как то довелось общаться с равом Шерло. Рассказал мре такой анекдот. «К моему учителю (по видимому рав Амиталь) как то пришел еврей и попросил благословить его. Рав ответил: что ты, яблоко, чтобы говорит ь на тебя браху 🙂
Во всех этих бесконечных спорах о смысле Дня Независимости, и о том, следует ли в этот день говорить Галель или таханун… мне кажется, упускается нечто наиболее существенное. Одни говорят «возвращение в историю». Другие — «сила моя и мощь руки моей». На мой взгляд, ни «возвращение в историю» и ни «добьемся мы освобождения» — не исчерпывают суть. Суть — возвращение в природу. Возвращение к природе вещей. Недавно попался на глаза интересный текст рава Дрейфуса, толкующий смысл праздника Ханука. Ссылаясь на Зогар, он говорит, что по сути, у человека есть две головы. Одна, та, которую мы все называем головой. Другая — называемая в Зогар «рош а-гвия». Да, брит.
Достаточно неожиданный маамар в последнем Двар Малхут. Три года «орлы» (запрета кушать плоды нового урожая) уподобляются трем сфирот кетер-хохма-бина. Эти три сфиры, упав вниз (частично) при разбиении сосудов, превратились в «тоhу вавоhу вехошех» (хаос и тьму). Собственно, неожиданно это лишь на первый взгляд. Алтер Ребе пишет в Ликутей Тора на недельную главу, что заповедь «орла» связана с заповедью древа познания, данной Адаму. Адаму было заповедано подождать три часа. Нам заповедано — для исправления греха Адама — ждать три года.
Ну и что? Кто то думает что этот инцидент привлпчет такое же внимание как инцидент в Меа Шеарим в пятницу? Ясно дело, нет! Вопрос, почему? И ответ тоже ясен: «бей жидов» куда приятнее звучит в отношении хардосов, чем в отношении ментов
Моше рабейну вывел сынов Израиля из Египта. Но не ввел их в «землю населенную». Есть много пшатных объяснений, но трудно сказать, что они действительно что то объясняют. Если мы верим в то, что есть внутренняя логика в жизненных событиях даже отдельного человека — тем более это так в отношении лидера поколения, как Моше. Подобно тому как в истории Адама, грех познания был всего лишь поводом для раскрытия его внутренних качеств — так же, по видимому, мы должны сказать и о Моше рабейну. Ситуация с «водами Меривы» — это лишь повод. Причина — того что Моше не вошел в Эрец — не воды Меривы, а сам Моше.