Достаточно неожиданный маамар в последнем Двар Малхут

Достаточно неожиданный маамар в последнем Двар Малхут. Три года "орлы" (запрета кушать плоды нового урожая) уподобляются трем сфирот кетер-хохма-бина. Эти три сфиры, упав вниз (частично) при разбиении сосудов, превратились в "тоhу вавоhу вехошех" (хаос и тьму).

Собственно, неожиданно это лишь на первый взгляд. Алтер Ребе пишет в Ликутей Тора на недельную главу, что заповедь "орла" связана с заповедью древа познания, данной Адаму. Адаму было заповедано подождать три часа. Нам заповедано - для исправления греха Адама - ждать три года.

Таким образом параллель между сфирот, "ответственными" за разум, и заповедью "орла" - не случайна, а идет от древа познания.

В свете моих последних размышлений о роле разума в галуте и в избавлении - неудивительно, что этот маамар привлек мое внимание.

Первое, на что обратил внимание - что "кетер-хохма-бина" (воля и разумм) приходящие слишком рано и бесконтрольно - превращают жизнь человека в "тогу вавогу вехошех". (Хаос и тьму). Разумное начало, раскрывающееся раньше природного начала в человеке - превращает его жизнть в хаос и тьму.

Второе, что бросается в глаза - после "трех лет" когда плоды (разум) запрещены, наоборот, наступает время принести их в Храм. И дальше они наоборот, разрешены. Если продолжить нашу параллель - это означает, что разум, приходящий после трех лет - наоборот, хорош и позитивен, и даже является заповедью.

Таким образом, здесь есть две крайности.

Первая крайность - полагаться только на разум. Но, по выражению Любавичского Ребе, "на разуме нельзя строить". Так или иначе "анахот йесод" (изначальные предположения) разума лежат в области бессознательного, и с изменением бессознательного изменяются также позиции сознания).

И есть другая крайность - вообще запретить разум. Приходит Тора и говорит - нет, вся идея в том, чтобы использовать разум. Но есть ограничения. Разум приходит после того, как природное ("дерех эрец кадма леТора") уже выстроено. Тогда он приносит благо.

Кстати, есть интересная параллель (где то читал об этом) между тремя годами "орла" и "гиль хинух" (возраст воспитания) - начинающийся также с трех лет. Т.е., три первых года - ребенок должен быть максимально "природным" - и это закладывает здоровую базу для дальшейшего воспитания. Что то это мне напоминает.. Ну конечно. Шиурим Йегуды Ифраха. Три первых года - в основном ребенок должен получить безусловную материнскую любовь. Дальше можно начинать воспитывать...

Шавуа тов

Запись опубликована в рубрике: .