У меня всегда иудаизм (да и картина мироздания в целом) ассоциировались с программированием. Мир представлялся мне когда-то некоей величественной программой. А Вс-вышний - это "сисадмин" - так, я, помнится, переводил себе понятия Торы на доступный мне язык.
Продолжая эту аналогию - особенно в области галахи - любая программа имеет версии. В каждой версии что-то стирается, что-то добавляется. Понятно, что "контроль версий" имеет огромное значение. Всегда должна быть возможность восстановить нечаянно стертую версию.
Однако. И это важно. Новая версия стирает части старой программы. Она может их "закомментировать" (общепринятая профессиональная практика - не удалять старый код, а "комментировать" его). Не важно. Так или иначе - это уже не часть программы, это часть version control
И в иудаизме на каком то этапе произошел некий сбой. Или так было понято изначально? "Все, что записано царским указом и запечатано царской печатью - невозможно вернуть"
Соответственно, в "программе" галахи возможны лишь добавления. Но невозможно реструктурировать код. Невомозожно стереть строку или функцию или класс, ставшие неактуальными, или порождающие проблемы.
Соотвественно, в эту "программу" с каждым поколением добавляется все больше кода, и она становится все более запутанной и противоречивой.
Де-факто все равно происходит "контроль версий". Какие то законы негласно "комментируются" и выносятся за скобки. Другие, наоборот, поднимаются.
Проблема в том, что этот "контроль версий" происходит исключительно устным путем. И каждый раз когда сменяется поколение, и приходят новые люди, не знающие о контроле версий, а видящие лишь текст программы (галахи) - происходит новый цикл безумного охмурения.
Классический пример - это вопрос "китниет" на Песах, в последнее время (снова) обсуждаемый. Почему сефардам можно а ашкеназам нет? И особенно, когда мы здесь в Израиле, и сефарды и ашкеназы успешно смешиваются. Кроме, собственно, вопроса, или это хумра на местность (и тогда здесь это не релевантно) или это хумра общины.
Есть еще вопрос - ведь изначально запрет китниет был связан с процессом их производства и приготовления. И сегодня это вообще не релевантно.
И постепенно нарастает давление тех, кто требует отмены запрета китниет ашкеназам.