Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

У меня всегда иудаизм (да и картина мироздания в целом) ассоциировались с программированием

У меня всегда иудаизм (да и картина мироздания в целом) ассоциировались с программированием. Мир представлялся мне когда-то некоей величественной программой. А Вс-вышний — это «сисадмин» — так, я, помнится, переводил себе понятия Торы на доступный мне язык. Продолжая эту аналогию — особенно в области галахи — любая программа имеет версии. В каждой версии что-то стирается, что-то добавляется. Понятно, что «контроль версий» имеет огромное значение. Всегда должна быть возможность восстановить нечаянно стертую версию. Однако. И это важно. Новая версия стирает части старой программы. Она может их «закомментировать» (общепринятая профессиональная практика — не удалять старый код, а «комментировать» его). Не важно. Так или иначе — это уже не часть программы, это часть version control И в иудаизме на каком то этапе произошел некий сбой. Или так было понято изначально? «Все, что записано царским указом и запечатано царской печатью — невозможно вернуть» Соответственно, в «программе» галахи возможны лишь добавления. Но невозможно реструктурировать код. Невомозожно стереть строку или функцию или класс, ставшие неактуальными, или порождающие проблемы. Соотвественно, в эту «программу» с каждым поколением добавляется все больше кода, и она становится все более запутанной и противоречивой. Де-факто все равно происходит «контроль версий». Какие то законы негласно «комментируются» и выносятся за скобки. Другие, наоборот, поднимаются. Проблема в том, что этот «контроль версий» происходит исключительно устным путем. И каждый раз когда сменяется поколение, и приходят новые люди, не знающие о контроле версий, а видящие лишь текст программы (галахи) — происходит новый цикл безумного охмурения. Классический пример — это вопрос «китниет» на Песах, в последнее время (снова) обсуждаемый. Почему сефардам можно а ашкеназам нет? И особенно, когда мы здесь в Израиле, и сефарды и ашкеназы успешно смешиваются. Кроме, собственно, вопроса, или это хумра на местность (и тогда здесь это не релевантно) или это хумра общины. Есть еще вопрос — ведь изначально запрет китниет был связан с процессом их производства и приготовления. И сегодня это вообще не релевантно. И постепенно нарастает давление тех, кто требует отмены запрета китниет ашкеназам.