Во всех этих бесконечных спорах о смысле Дня Независимости и о том следует ли в этот день говорить

Во всех этих бесконечных спорах о смысле Дня Независимости, и о том, следует ли в этот день говорить Галель или таханун... мне кажется, упускается нечто наиболее существенное.

Одни говорят "возвращение в историю". Другие - "сила моя и мощь руки моей".

На мой взгляд, ни "возвращение в историю" и ни "добьемся мы освобождения" - не исчерпывают суть. Суть - возвращение в природу.

Возвращение к природе вещей. Недавно попался на глаза интересный текст рава Дрейфуса, толкующий смысл праздника Ханука. Ссылаясь на Зогар, он говорит, что по сути, у человека есть две головы. Одна, та, которую мы все называем головой. Другая - называемая в Зогар "рош а-гвия". Да, брит.

И он объясняет, что брит, это своего рода "природная голова". Древо жизни. А то, что мы называем головой - это "древо познания". В этом суть греха. Человек отказался от природы в пользу познания. В этом - суть изгнания.

А геула - это возвращение в природу. Возвращение к природе. И там нет противоречия между "мощью моей руки" и помощью Свыше. Рав Гинзбург где то замечательно об этом написал. У ребенка нет противоречия между материальным и Б-жественным. У цельной личности нет такого диссонанса. Этот диссонанс и это противоречие возникают как результат травмы.

Для Израиля очень характерно это взаимное проникновение природного и Б-жественного. Начиная со Святого языка. Продолжая обилием талмудических и библейских выражений в нашей повседневной речи. Как выразился в свое время Бен Гурион - невозможно жить в Израиле и не верить в чудеса. (Только он продолжил: "но для этого нужно тяжело трудиться...)

Хаг а-ацмаут самеах!

Запись опубликована в рубрике: .