Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Во всех этих бесконечных спорах о смысле Дня Независимости и о том следует ли в этот день говорить

Во всех этих бесконечных спорах о смысле Дня Независимости, и о том, следует ли в этот день говорить Галель или таханун… мне кажется, упускается нечто наиболее существенное. Одни говорят «возвращение в историю». Другие — «сила моя и мощь руки моей». На мой взгляд, ни «возвращение в историю» и ни «добьемся мы освобождения» — не исчерпывают суть. Суть — возвращение в природу. Возвращение к природе вещей. Недавно попался на глаза интересный текст рава Дрейфуса, толкующий смысл праздника Ханука. Ссылаясь на Зогар, он говорит, что по сути, у человека есть две головы. Одна, та, которую мы все называем головой. Другая — называемая в Зогар «рош а-гвия». Да, брит. И он объясняет, что брит, это своего рода «природная голова». Древо жизни. А то, что мы называем головой — это «древо познания». В этом суть греха. Человек отказался от природы в пользу познания. В этом — суть изгнания. А геула — это возвращение в природу. Возвращение к природе. И там нет противоречия между «мощью моей руки» и помощью Свыше. Рав Гинзбург где то замечательно об этом написал. У ребенка нет противоречия между материальным и Б-жественным. У цельной личности нет такого диссонанса. Этот диссонанс и это противоречие возникают как результат травмы. Для Израиля очень характерно это взаимное проникновение природного и Б-жественного. Начиная со Святого языка. Продолжая обилием талмудических и библейских выражений в нашей повседневной речи. Как выразился в свое время Бен Гурион — невозможно жить в Израиле и не верить в чудеса. (Только он продолжил: «но для этого нужно тяжело трудиться…) Хаг а-ацмаут самеах!