Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом

Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом.

==============================

Иудаизм принципиально диалогичен.

Прекрасное выражение этой идеи я услышал в свое время от Йегуды Ифраха: "олам а-тикун - это диалог". "Олам а-тоу - это монолог". Кажется, в этом вся суть. Мир тикуна, исправленный мир - это мир "маса уматан", мир диалога и переговоров. Недаром одна из первых мишнайот, которые начинают учить - это "этот говорит я нашел и этот говорит я нашел... поделят пополам". Весь олам а-тикун - это диалог.

Диалог - как между человеком и человеком, так и между человеком и Б-гом.

Поэтому, как только развитие человечества прошло от Ноаха (гоим, мир хаоса) к Аврааму - начался диалог человека с Б-гом. Ноах относится к миру хаоса. Поэтому он не способен на "переговоры" с Б-гом. Он способен лишь подчиняться. Авраам -уже мир тикун. И там уже есть "маса уматан".

Хазаль говорят, что первый вопрос который задают человеку после 120 лет - это נשאת ונתתה באמונה - "торговал ли ты честно". Это весь вопрос - способность человека "торговать" и договариваться в этом мире.

И поэтому Авраам, начинающий эпоху "две тысячи лет Торы" - "торгуется" с Б-гом. Ибо в этом вся суть.

=====================

Из этого общего положения можно сделать несколько следствий.

Первое - актуальное. Переговоры с Ираном. Если весь этот мир - это переговоры. То почему мы не договориться с Ираном? С Палестинцами?

Ответ прост. Переговоры можно вести, когда обе договаривающиеся стороны относятся к миру "тикун". Тогда можно договориться. Переговоры с миром хаоса вести невозможно. Можно "молиться, дать взятку и воевать" - как мы учим из встречи Яакова и Эйсава. Более менее, кажется, к этому сводится политика Израиля в отношении арабов :)

Левые - как правило, это наиболее продвинутые представители олам тикун - исходят из ложного представления, что "Эйсав уже исправился" и пытаются вести с ним переговоры. Им следует учиться от Яакова. Он тоже был "левый". И тоже хотел переговоров. Но когда вернулись ангелы и сказали "мы пришли к твоему брату, к Эйсаву" - он понял, что еще не пришло время переговоров. И "приготовился к трем вещам", как выше.

Второе. Между светскими и религиозными. Между телом и душой. Между материей и духом Это - основная сфера переговоров.

Третье. Классические хасидские праведники всегда вели "переговоры" с Б-гом

Четвертое. Сегодняшний литовский харейдимный иудаизм отличается тем, что эта традиция диалога с Б-гом прекращена. Нет диалога. Есть только подчинение. К сожалению, это не иудаизм. Это "Тора для бней Ноах" :(. Иудаизм - это диалог.

Пятое. Если искать, какое направление в современном иудаизме "самое лучшее" - на мой взгляд то, где этот диалог звучит громче всего. Любавичский Ребе был классическим продолжателем традиции диалога с Вс-вышним. Его последователи, правда, предпочитают монолог.

Мне представляется, что эта традиция диалога - сегодня живее всего в хасидут Эрец Исраэль и в религиозном сионизме. Кипот сругот, Бреслав и поселенцы - вот те, кто еще разговаривают с Б-гом, а не просто слепо подчиняются предписаниям ШО.

Моадим лесимха

Запись опубликована в рубрике: .