Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом

Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом. ============================== Иудаизм _принципиально_ диалогичен. Прекрасное выражение этой идеи я услышал в свое время от Йегуды Ифраха: «олам а-тикун — это диалог». «Олам а-тоу — это монолог». Кажется, в этом вся суть. Мир тикуна, исправленный мир — это мир «маса уматан», мир диалога и переговоров. Недаром одна из первых мишнайот, которые начинают учить — это «этот говорит я нашел и этот говорит я нашел… поделят пополам». Весь олам а-тикун — это диалог. Диалог — как между человеком и человеком, так и между человеком и Б-гом. Поэтому, как только развитие человечества прошло от Ноаха (гоим, мир хаоса) к Аврааму — начался диалог человека с Б-гом. Ноах относится к миру хаоса. Поэтому он не способен на «переговоры» с Б-гом. Он способен лишь подчиняться. Авраам -уже мир тикун. И там уже есть «маса уматан». Хазаль говорят, что первый вопрос который задают человеку после 120 лет — это נשאת ונתתה באמונה — «торговал ли ты честно». Это весь вопрос — способность человека «торговать» и договариваться в этом мире. И поэтому Авраам, начинающий эпоху «две тысячи лет Торы» — «торгуется» с Б-гом. Ибо в этом вся суть. ===================== Из этого общего положения можно сделать несколько следствий. Первое — актуальное. Переговоры с Ираном. Если весь этот мир — это переговоры. То почему мы не договориться с Ираном? С Палестинцами? Ответ прост. Переговоры можно вести, когда обе договаривающиеся стороны относятся к миру «тикун». Тогда можно договориться. Переговоры с миром хаоса вести невозможно. Можно «молиться, дать взятку и воевать» — как мы учим из встречи Яакова и Эйсава. Более менее, кажется, к этому сводится политика Израиля в отношении арабов 🙂 Левые — как правило, это наиболее продвинутые представители олам тикун — исходят из ложного представления, что «Эйсав уже исправился» и пытаются вести с ним переговоры. Им следует учиться от Яакова. Он тоже был «левый». И тоже хотел переговоров. Но когда вернулись ангелы и сказали «мы пришли к твоему брату, к Эйсаву» — он понял, что еще не пришло время переговоров. И «приготовился к трем вещам», как выше. Второе. Между светскими и религиозными. Между телом и душой. Между материей и духом Это — основная сфера переговоров. Третье. Классические хасидские праведники всегда вели «переговоры» с Б-гом Четвертое. Сегодняшний литовский харейдимный иудаизм отличается тем, что эта традиция диалога с Б-гом прекращена. Нет диалога. Есть только подчинение. К сожалению, это не иудаизм. Это «Тора для бней Ноах» :(. Иудаизм — это диалог. Пятое. Если искать, какое направление в современном иудаизме «самое лучшее» — на мой взгляд то, где этот диалог звучит громче всего. Любавичский Ребе был классическим продолжателем традиции диалога с Вс-вышним. Его последователи, правда, предпочитают монолог. Мне представляется, что эта традиция диалога — сегодня живее всего в хасидут Эрец Исраэль и в религиозном сионизме. Кипот сругот, Бреслав и поселенцы — вот те, кто еще разговаривают с Б-гом, а не просто слепо подчиняются предписаниям ШО. Моадим лесимха