"Все предусмотрено и право дано" (Пиркей Авот)
«Все предусмотрено и право дано» (Пиркей Авот)
И на первый взгляд можно объяснить очень просто. Что ключевое слово здесь «Все». הכל
«Все» — общие правила игры, общие рамки, можно сказать, поле игры — определяется Свыше.
«И право дано» — это работа нижних — взять это «все» — общие правила и принципы, даруемые Свыше, и «разменять» это на мелкие монеты частной работы каждой отдельной души.
И похоже, что это есть позиция Рамбама в вопросе Ашгаха пратит.
И что касается позиции хасидизма, что «ашгаха пратит» есть в каждой мельчайшей детали — это относится скорее к служению «высшего единства», имеющего отношение лишь к особо избранным (или в качестве «макиф», либо в особые моменты жизни для обычных людей)