Когда я читаю сообщение о том как Нетаниягу продает хамец на Песах - мне приходят в голову две мысли
Когда я читаю сообщение о том, как Нетаниягу продает хамец на Песах - мне приходят в голову две мысли.
Первая: "выделывается". "Строит из себя религиозного". С понтом такой религиозный. С понтом соблюдающий субботу. И тп.
Вторая: תוכו אכל קליפתו זרק. Современное - вменяемое - правое движение в Израиле - отличается уважением к традиции. Уважение к традиции не означает религиозность. Означает - что есть "сипур гадоль" - есть суть. И эта суть важна. А есть мелочи. И эти мелочи можно отбросить.
И в этом, на мой взгляд, вся разница между светской традиционностью и ортодоксией. Первая выделяет главное. И отбрасывает второстепенное. Вторая - сосредотачивается на мельчайших деталях. Отбрасывая зачастую суть.
У меня всегда иудаизм (да и картина мироздания в целом) ассоциировались с программированием. Мир представлялся мне когда-то некоей величественной программой. А Вс-вышний - это "сисадмин" - так, я, помнится, переводил себе понятия Торы на доступный мне язык.
Продолжая эту аналогию - особенно в области галахи - любая программа имеет версии. В каждой версии что-то стирается, что-то добавляется. Понятно, что "контроль версий" имеет огромное значение. Всегда должна быть возможность восстановить нечаянно стертую версию.
Вау, крутая книга! Спасибо David Elkind за наводку
http://krotov.info/lib_sec/02_b/er/kovich.htm
================
"Неверие в лагерях смерти — не итог интеллектуальной работы; вера была убита миллионы раз — это святое неверие. Тот, кто там не был и тем не менее с готовностью принимает Катастрофу как проявление воли Бога, в Котором нельзя сомневаться, оскверняет святое неверие тех, чья вера была убита. Но тот, кто с уверенностью присоединяется к отрицающим веру, оскверняет святую веру тех, кто ее сохранил. Можно, наверное, пойти дальше и сказать: смиренный верующий, который там не был, но безропотно соглашается с уничтожением шести миллионов евреев, оскорбляет своей верой веру лагерей смерти. Святые, которые сохранили веру в Бога Израиля в тех обстоятельствах, должны сказать такому человеку: "Что ты знаешь о вере? Как ты смеешь мириться со страданиями, которые ты не терпел? Успокойся и замолчи". Но и провозглашающие свое неверие оскорбляют святое неверие газовых камер. Жертвы Катастрофы, утратившие веру, могут сказать нашим радикальным теологам: "Как вы, не испытавшие того, что испытали мы, смеете говорить о потере веры?"
Ностальгия. Какой это год? Я помню очень популярную музыку, в которой вдруг звучало "Израиль"...
Сколкьо лет мне было? 16 наверное? Значит, 1980 год.
Недавно посмотрел слова и перевод - классные слова, кстати!
Удивительно, как моя ненависть ко всем немецкому как то не распространилалсь на "Чингис-хана".