Моше рабейну вывел сынов Израиля из Египта

Моше рабейну вывел сынов Израиля из Египта. Но не ввел их в "землю населенную". Есть много пшатных объяснений, но трудно сказать, что они действительно что то объясняют.

Если мы верим в то, что есть внутренняя логика в жизненных событиях даже отдельного человека - тем более это так в отношении лидера поколения, как Моше.

Подобно тому как в истории Адама, грех познания был всего лишь поводом для раскрытия его внутренних качеств - так же, по видимому, мы должны сказать и о Моше рабейну. Ситуация с "водами Меривы" - это лишь повод. Причина - того что Моше не вошел в Эрец - не воды Меривы, а сам Моше.

Другими словами, это такой тип личности, который не может жить в "населенной земле". "Родная" среда Моше - это пустыня. Моше был пастухом в пустыне. В пустыне открылся ему Вс-вышний. В пустыне была дарована Тора. По-видимому есть нечто в Торе, что больше соответствует пустыне, чем населенной земле.

И поэтому Моше не "случайно" не зашел в Эрец. Да, он мечтает. Он молится - 515 молитв. Но - он не там. Это -не его. Возможно, Хазаль намекают на это, говоря, что если бы Моше зашел бы в Эрец и построил бы Храм то этот храм невозможно было бы разрушить, и тогда "враги Израиля" были бы уничтожены за грехи...

Хазаль говорят,что Моше был "из первой шмиты". Душа из более высокого мира. "Хохма дэАцилут" означает, среди прочего, месирут нефеш. Это очень высоко, но это не совсем то, что требуется для того, чтобы жить в Эрец Исраэль. По крайней мере, этого недостаточно.

============

Что я хочу этим сказать? Есть такие раввины, машпиим, наставники - которые способны "вывести человека из Египта". И это, действительно, великое дело и великая заслуга. Только - они не способны научить как жить в населенной земле. Они - профессиональные разрушители.

Возможно, известный мидраш о том, что Моше отделился от своей жены - тоже говорит о том же самом. Что Моше сам по себе - это противоположность "нормальной жизни". Нужны "шестьсот тысяч народа пеших" чтобы опустить Моше в реалии этого мира.

Запись опубликована в рубрике: .