Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

«Все предусмотрено и право дано» (Пиркей Авот) И на первый взгляд можно объяснить очень просто. Что ключевое слово здесь «Все». הכל «Все» — общие правила игры, общие рамки, можно сказать, поле игры — определяется Свыше. «И право дано» — это работа нижних — взять это «все» — общие правила и принципы, даруемые Свыше, и «разменять» это на мелкие монеты частной работы каждой отдельной души. И похоже, что это есть позиция Рамбама в вопросе Ашгаха пратит. И что касается позиции хасидизма, что «ашгаха пратит» есть в каждой мельчайшей детали — это относится скорее к служению «высшего единства», имеющего отношение лишь к особо избранным (или в качестве «макиф», либо в особые моменты жизни для обычных людей)
Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом. ============================== Иудаизм _принципиально_ диалогичен. Прекрасное выражение этой идеи я услышал в свое время от Йегуды Ифраха: «олам а-тикун — это диалог». «Олам а-тоу — это монолог». Кажется, в этом вся суть. Мир тикуна, исправленный мир — это мир «маса уматан», мир диалога и переговоров. Недаром одна из первых мишнайот, которые начинают учить — это «этот говорит я нашел и этот говорит я нашел… поделят пополам». Весь олам а-тикун — это диалог.
В мире хаоса нет сосудов. Или есть но мало. Сосуды это меры. Единицы измерения. Способы измерения По видимому как результат в мире хаоса есть лишь качестверная оценка. Хорошо плохо Количественная оценка это тикун В мире хаоса нет часов. Нет времени