09

"Все предусмотрено и право дано" (Пиркей Авот) И на первый взгляд можно объяснить очень просто. Что ключевое слово здесь "Все". הכל "Все" - общие правила игры, общие рамки, можно сказать, поле игры - определяется Свыше. "И право дано" - это работа нижних - взять это "все" - общие правила и принципы, даруемые Свыше, и "разменять" это на мелкие монеты частной работы каждой отдельной души. И похоже, что это есть позиция Рамбама в вопросе Ашгаха пратит. И что касается позиции хасидизма, что "ашгаха пратит" есть в каждой мельчайшей детали - это относится скорее к служению "высшего единства", имеющего отношение лишь к особо избранным (или в качестве "макиф", либо в особые моменты жизни для обычных людей)
Вдогонку последним дискуссиям о дискуссиях о построени Храма и о диспутах праотцов с Творцом. ============================== Иудаизм _принципиально_ диалогичен. Прекрасное выражение этой идеи я услышал в свое время от Йегуды Ифраха: "олам а-тикун - это диалог". "Олам а-тоу - это монолог". Кажется, в этом вся суть. Мир тикуна, исправленный мир - это мир "маса уматан", мир диалога и переговоров. Недаром одна из первых мишнайот, которые начинают учить - это "этот говорит я нашел и этот говорит я нашел... поделят пополам". Весь олам а-тикун - это диалог.
В мире хаоса нет сосудов. Или есть но мало. Сосуды это меры. Единицы измерения. Способы измерения По видимому как результат в мире хаоса есть лишь качестверная оценка. Хорошо плохо Количественная оценка это тикун В мире хаоса нет часов. Нет времени

Запись опубликована в рубрике: .